Ученые + школьника: перспективы науки

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


В школу мы возвращаемся не раз: вспоминая об учителях, встречаясь с одноклассниками, наконец, когда приводим туда своих детей и внуков. У меня же три года назад появилась возможность реализовать свои знания, приобретенные за годы учебы на физфаке УрГУ, в аспирантуре по специальности “физическая химия” и работы научным сотрудником в ИВТЭ УрО РАН и в отраслевых институтах.

Окраина Ленинского района г. Екатеринбурга. Здесь расположена школа №85, которую моя дочь закончила с медалью, школа любимая и дорогая для нас. И вот по отзывам родителей еще одна хорошая школа — средняя общеобразовательная №64. С волнением захожу в учительскую и сразу вижу симпатичную, хрупкую, но энергичную женщину с внимательным взглядом — директора школы Ольгу Николаевну Рублеву. Спрашиваю о возможности преподавания по совместительству: химия, физика или математика. В ответ слышу: “А может, возьмете факультатив “Производство и окружающая среда”? Чтобы вести его, пригодится знание всех перечисленных предметов”.

Отмечаю серьезное отношение в школе к воспитанию в подрастающем поколении ответственного и бережного отношения к природе. Приходит мысль, что принцип такого отношения к окружающей среде уже реализуется в современной научной деятельности при соблюдении требований экологической безопасности научных разработок, а также при использовании возможностей науки в решении задач экологической безопасности.

На высоком уровне научно-технического развития человеческая деятельность, в силу осознанной направленности, становится мощным разрушительным фактором, если бывает реализована не верным путем. Поэтому наука сегодня берет под контроль решение основных проблем человечества. Необходимость таких действий диктуется интересами всего человечества. В частности, коллектив ИВТЭ УрО РАН, где я работаю, отдает приоритет решению одной из актуальнейших проблем — созданию экономичных и экологически чистых источников тока, поскольку дальнейшее развитие цивилизации не может происходить без наращивания энергетических ресурсов.

Уже в первый день нашего знакомства с Ольгой Николаевной я отметила ее убежденность в том, что факультатив может быть интересным для учеников, если излагать материал с опорой на последние достижения науки, особенно местной, Уральской.

Ольга Николаевна сразу сумела заинтересовать меня настолько, что захотелось самостоятельно разработать программу предлагаемого факультатива для старших классов. Интерес школьного руководителя к научной работе внушил уважение. Поэтому в основу факультатива легли с одной стороны основные тезисы работ В.И. Вернадского, создавшего учение о биосфере как взаимосвязанном единстве живой и неживой природы в масштабе всей Земли и впервые научно показавшего влияние живых организмов на окружающую среду, при этом выделив человеческую деятельность. С другой стороны были использованы данные “Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 1997 году”. Известно, что в работе над этим докладом приняли участие институты УрО РАН, вузы области, ведомственные НИИ. Так что доклад содержит серьезные научные обоснования.

Названные источники объединяет тревога за судьбу природной среды обитания человека, испытывающей нарастающее давление бурно развивающейся с начала ХХ века и далеко не всегда разумной хозяйственной деятельности.

Методологические принципы курса я почерпнула в новейшем пособии “Региональная экология” (1998г.), разработанном нашими учеными-экологами во главе с академиком В.Н. Большаковым.

Многие программные вопросы факультатива, особенно касающиеся биологических основ экологии, были согласованы с экологами УрО РАН, в связи с чем я сердечно признательна за постоянные консультации кандидату биологических наук Л.Н. Расиной. Материал удалось сделать доступным для школьников в изложении. Таково было одно из первых требований Ольги Николаевны. Удалось учесть и ряд других ее замечаний как специалиста природоведа. Всего было использовано около пятидесяти источников по вопросам экологии.

Факультатив задумывался как часть экологического образования, получаемого учениками в школе. Поэтому его программа приобрела информационно-просветительский характер и в целом направлена на формирование у школьников представления об особенностях существования экологических систем в условиях промышленного Урала.

Раскрытие взаимосвязи производственной деятельности уральцев с окружающей природной средой нацелено на воспитание любви к родному краю у поколения, стоящего на пороге взрослой жизни. При этом в курсе факультатива постоянно отмечается, что Урал — частица единого развивающегося целого — планеты Земля, до сих пор являющей уникальное и прекрасное многообразие форм жизни.

По окончании чтения курса от ученика ожидается самостоятельный ответ на главный вопрос природоохранной деятельности: “Что же нужно поддерживать в природе, чтобы сохранить жизнь на Земле, и каков основной путь решения этой проблемы?”

В ходе преподавания факультатива проявился интерес учеников к нему. Так, одна из учениц выпускного класса, Лена Сабурова, подготовила реферат на выбранную ею тему “Проблемы получения экологически чистых источников энергии”. В своей работе она стремилась показать, каким образом с применением научно-обоснованного подхода решается задача повышения экологической безопасности энергетики Уральского региона уже сегодня и каковы перспективы решения этой задачи. Проанализировав немалый объем литературы, ученица сумела сделать самостоятельные выводы. Реферат был защищен на районном смотре школьных работ по экологии в 2000 г. Основным результатом этой ученической работы стало осуществление мечты — девушка поступила в УГТУ (УПИ) и учится на энергетика.

Школьники оказались достаточно подготовленными к вдумчивому восприятию материала факультатива. Школа №64 одна из первых в городе начала работать по методу академика В.Д. Симоненко. Этот метод базируется на модульности обучения, а также предполагает обязательное вовлечение учащихся в проектную деятельность, что способствует раскрытию их творческих интересов. Предпосылкой внедрения метода В.Д. Симоненко была работа, проведенная Ольгой Николаевной совместно с завучами Р.А. Прудниковой и А.В. Журавлевой, с педагогическим коллективом школы, учащимися и их родителями. При этом свой существенный вклад внесла С.Ю. Кайгородова, школьный психолог, курирующий научно-методическую работу в образовательной области “Технология”. Такой подход к обучению позволяет значительно расширить и обогатить знания учащихся в рамках отведенного времени и, в частности, проводить в школе проф. ориентационную работу.

Как правило, у школьников появляется желание познакомиться с людьми, решающими проблемы, о которых мы говорим на уроках. Им хочется увидеть те лаборатории и кабинеты, где создается уральская наука. Это стремление ребят поддерживается Ольгой Николаевной, которая считает, что при изучении такого факультатива ученик не должен быть огражден от жизни стенами школы. Ее позиция и дала толчок состоявшейся в 2000 году экскурсии, в ходе которой ученики 10-х и 11-х классов познакомились с работой ученых разных специальностей в институтах УрО РАН — физики металлов; математики и механики; промышленной экологии.

Несмотря на то, что школа не является для УрО РАН подшефной, руководство наших институтов, а также Совет молодых ученых и специалистов УрО РАН откликнулись на обращение школы и подготовили интереснейшую встречу учеников с научными сотрудниками. Видели бы вы этих “шумных и неуправляемых” школьников! Притихшие, со счастливыми лицами от приобщения к науке, внимательно слушали они пояснения ученых, которые принимали их на своих рабочих местах. За то, что не пожалели времени для разговора со школьниками и с пониманием отнеслись к проблемам школы, коллектив преподавателей остался очень благодарен всем сотрудникам Уральского отделения, и особенно организаторам встречи: в ИММ — директору, члену-корреспонденту РАН В.И. Бердышеву, ученому секретарю, кандидату физико-математических наук В.Е. Пак, научным сотрудникам Е.В. Сидоровой, С.Е. Желтышевой, С.С. Кумкову; в ИФМ — ученому секретарю кандидату физико-математических наук С.Н. Петровой; в ИПЭ — помощнику директора Л.П. Голубенко, старшему научному сотруднику О.А. Рыжик, научному сотруднику С.Е. Дерягиной; а также председателю Совета молодых ученых и специалистов УрО РАН, старшему научному сотруднику ИФМ, кандидату физико-математических наук В.Л. Кобелеву.

В частности наверняка благодаря и этой экскурсии среди поступивших в вузы в 2001 г. выпускников 64-й школы выросло число избравших в качестве будущей профессии информатику, физику, энергетику, биологию.

Хотелось бы надеяться, что увлекшая их с первой встречи романтика научного поиска поможет молодым людям овладевать выбранными специальностями. И, как знать, может быть, они станут нашей достойной сменой. Не секрет, что в последнее время возобновление достаточного притока увлеченной наукой молодежи становится большой заботой академических институтов. В связи с этим было бы хорошей традицией, если бы решение этого вопроса начиналось с таких экскурсий и других форм общения ученых УрО РАН с учениками обычной средней школы.

Выездной урок по вопросам охраны окружающей среды был проведен в 2001 г. на крупном парфюмерно-косметической концерне “Калина”. Благодаря доброму и заинтересованному отношению заместителя директора этого современнейшего предприятия Н.А. Геллера, ученикам представилась возможность ознакомиться с использованием последних достижений науки в технологическом процессе, ориентированном на замкнутый, а значит наиболее экологически безопасный цикл.

Ежегодное чтение двадцатичетырехчасового курса “Производство и окружающая среда” для меня не только ответственная работа, но и своеобразный отчет: в школе я в очередной раз чувствую необходимость своего основного труда. Успеху факультатива способствует и доброжелательная творческая атмосфера в учительском коллективе. Благодаря наставничеству лично со стороны Ольги Николаевны, при всей ее занятости, а также Риммы Александровны Прудниковой, я смогла преодолеть трудности в проведении бесед-лекций и последующей проверке знаний в виде зачетов, тестов и контрольных работ, нацеленных на адаптацию школьников к условиям обучения в вузе. Доверительное внимание ко мне со стороны коллектива школы — знак уважения ко всем, кто занят научными исследованиями.

Первое же впечатление о школе подсказало мне, что здесь проявляется постоянный интерес к науке. Так, знакомство со школой я начала с ее библиотеки, где отметила хорошую подборку книг по биологии и экологии — дань наступившему XXI веку — веку генетики и борьбы человечества за сохранение разумной жизни на нашей планете. Кстати, именно школьная библиотека предоставила мне для подготовки факультатива множество материалов, среди которых достойное место занимает труд “Региональная экология”. Важно отметить, что и “Наука Урала” — популярное среди школьных учителей информационное издание. У самой Ольги Николаевны на столе можно часто увидеть книги, касающиеся современных представлений о человеке и окружающем его мире. Все это служит основной задаче — осуществить подготовку учеников к взрослой, полной проблем жизни.

Так случилось, что в преподавательском коллективе мне больше всего приходится общаться с директором. И могу уверенно сказать: Ольга Николаевна настоящий энтузиаст, увлекающий за собой весь коллектив школы. Здесь царит новаторское отношение к организации образовательного процесса, улавливаются современные тенденции ее развития. На мой взгляд, такие школы и становятся центрами просвещения и культуры своих микрорайонов.

Л. ФОМИНА,
научный сотрудник лаборатории
топливных элементов ИВТЭ УрО РАН,
кандидат химических наук


 


Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

29.10.02

 

 Рейтинг ресурсов