Наследие Главного конструктора

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


В апреле нынешнего года ушел из жизни академик Николай Александрович Семихатов. «Наука Урала» не раз печатала интервью с ним, были посмертные публикации, но наследие этого выдающегося конструктора, ученого до конца еще не оценено и будет осмысливаться еще долго. Пример чему -- предлагаемая ниже статья. 
 


Академик Н.А.Семихатов. Фото С.Новикова.Николай Александрович Семихатов был назначен Главным инженером и Главным конструктором СКБ-626, которое явилось прародителем НПО автоматики в 1953 году. Это было трудное время становления ракетной техники в стране, время поисков, время формирования коллективов разработчиков. Основное направление деятельности предприятия было определено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О проведении работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия", принятым в январе 1954г. С тех пор судьбы будущего НПО автоматики и его Главного конструктора Н.А. Семихатова были тесно связаны с Военно-морским Флотом страны. Задачами предприятия на многие годы стало создание систем управления баллистических ракет подводных лодок ВМФ. Практически все, что делалось для решения этой задачи может быть охарактеризовано одним словом - впервые! Впервые "научили" ракету стартовать с качающегося основания. Впервые сумели обеспечить управляемость и устойчивость ракеты при старте из подводного положения ПЛ, преодолевая возмущения от набегающего потока воды. Впервые научились конструировать систему управления с учетом очень жестких ограничений на объемно-массовые характеристики, что определяется малой размерностью БР, размещаемых в пусковых шахтах ПЛ в отличие от достаточно просторных условий компоновки для ракет наземного базирования. Но это было только начало. Впереди стояли не мене сложные задачи принципиального улучшения точностных характеристик систем управления. И нужны были смелость Главного конструктора в принятии решений, воля в реализации этих решений, глубокое проникновение в психологию разработчика, чтобы в преодолении непреодолимого разработчик видел не прихоть Главного конструктора, а дело своей жизни. А еще нужны были широчайшая научная и инженерная эрудиция, умение формировать кооперацию, ставить перед ней задачи и совместными усилиями решать их. В начале 60-х годов возникла задача стрельбы БР ПЛ по морским подвижным целям, и стало понятно, что без уточнения положения цели в полете решить задачу невозможно. Впервые появилась идея коррекции траектории полета ракеты по показаниям бортовой аппаратуры. Но это требовало решения на борту ракеты задачи определения координат цели и расчета корректирующего импульса. И тогда Главным конструктором было предложено поставить на борт ракеты цифровой вычислительный комплекс. Сама идея и ее автор были подняты на смех: существовавшие УЦВМ типа "М-20", "М-220" занимали огромные площади, опыта конструирования им подобных в микроминиатюрном бортовом исполнении не было. Однако, Н.А. Семихатов при поддержке Генерального конструктора В.П. Макеева настоял на своем и на одном из пусков по программе летных испытаний система управления обеспечила точечное попадание ракеты в подвижную морскую мишень. Появление первой ( а за ней и целого семейства) бортовой ЦВМ открыло новые возможности перед БР - реализацию коррекции траектории по показаниям тех или иных бортовых источников информации. Эти возможности были востребованы незамедлительно. Из анализа точностных характеристик БР ПЛ стало ясно, что определяющими составляющими в промахе таких ракет являются погрешности навигационных комплексов ПЛ в определении местоположения ПЛ и направления ее движения - это те ошибки, которые принципиально не существуют для БР наземного стационарного базирования. В кооперации разработчиков БР ПЛ появилась идея поставить малогабаритный телескоп на гиростабилизированную платформу, входящую в состав системы управления. Воля, энергия, настойчивость Главного конструктора обеспечили успешное создание большого семейства СУ БР ПЛ с астрокоррекцией - коррекцией траектории полета по звездам. На фоне этих генеральных направлений развития способов управления проводилась непрерывная работа по совершенствованию конструкции приборов СУ, совершенствованию алгоритмов решения задач управления. Был разработан ряд унифицированных конструктивных элементов, обеспечивающих создание бортовой и корабельной аппаратуры, в алгоритмах управления стали широко использоваться принципы терминального управления, элементы адаптации системы управления к условиям реального полета, аппарат случайных функций и статистически оптимальных систем. Главный конструктор понимал, что высокая эффективность процесса проектирования совершенных систем управления может быть обеспечена только с использованием новейших достижений фундаментальной и прикладной науки. Поэтому, он устанавливал и активно поддерживал связи с ведущими институтами Академии наук, отраслевыми институтами и с вузовской наукой был лично знаком (и умел заинтересовать их проблемами создания БР ПЛ) со многими авторитетными учеными страны. Н.А.Семихатов понимал и другое. Для достижения успеха мало одного Главного конструктора, нужен коллектив разработчиков, умеюших смело и масштабно мыслить. И такой коллектив им создавался постоянно и неуклонно. Одним из элементов воспитательной системы Н.А. Семихатова были еженедельные координационно-технические совещания знаменитые в НПОА семихатовские "вторники". Через горнило этих "вторников" прошли, практически, все ведущие специалисты объединения. Круг рассматриваемых вопросов был чрезвычайно широк и охватывал как конкретные проблемные вопросы разработки, так и отчеты об ответственных командировках, доклады по тем или иным научным публикациям. Главный конструктор не допускал докладов и выступлений по шпаргалкам, требовал доклады, что называется, " из головы". Это была хорошая школа, после которой выступления на Советах Главных конструкторов, совещаниях в Министерстве были уже делом техники. На этих "вторниках" бывали поражения, когда Главный конструктор разносил в пух и прах предлагаемые решения, доказывая их непродуманность и несостоятельность, бывали и победы, когда, в общем-то, скупой на похвалу Н.А. Семихатов говорил "Это годится!" и окрыленные успехом авторы оригинальной идеи с удвоенной энергией занимались ее воплощением в жизнь. Бывали и маленькие открытия, когда например, Главный конструктор, слушая удрученные пояснения разработчика, почему эта микросхема не может быть установлена на печатную плату, вдруг говорит: " Давай, дорогой, 20 копеек и я тебе покажу, как можно решить эту проблему". Он тут же идет к доске и рисует, как надо формовать выходы микросхемы, чтобы действительно решить задачу. И с этого момента начинает казаться, что это очевидно, только странно, почему коллектив одаренных проектантов до этого "очевидного" не додумался. Для Н.А. Семихатова в технике, особенно в той, которой он занимался, не было слова "невозможно!". Три характерных примера на эту тему. В начале 70-х годов, теперь уже прошлого столетия возникла задача. Для прецизионной предстартовой выставки бортовой гироплатформы в плоскость местного горизонта в условиях качки и движения ПЛ надо, чтобы навигационный комплекс вырабатывал специальную информацию о параметрах качки и движения. Соответствующими специалистами была выполнена научно-исследовательская работа, вывод которой был не утешителен -решить поставленную задачу невозможно! Что оставалось делать Главному конструктору? Он собирает кооперацию разработчиков СУ, ставит эту задачу и в достаточно короткие сроки в составе корабельной аппаратуры системы управления появляется специальная система компенсации динамической ошибки, с успехом решающая рассматриваемую задачу. Пример оказался убедительным и впоследствии разработчики навигационного комплекса, обеспечили решение этой задачи своими средствами. В середине 70-х годов стало ясно, что революционных улучшений точностных характеристик гироскопических приборов и систем СУ БР за счет совершенствования технологии производства, подбора материалов ожидать трудно. Возникла идея способствовать прогрессу в этом направлении организационными мерами, а именно определяя и уточняя точностные параметры гироприборов в процессе эксплуатации в условиях ПЛ. Академик А.Ю. Ишлинский , будучи в те годы директором Института проблем механики АН СССР, вынес свой вердикт: опыт решения подобных задач в наземных условиях существует, но для условий качающегося подвижного основания решение такой задачи с требуемой точностью невозможно. Но Главный конструктор думал иначе, и задача была решена усилиями разработчиков НПОА с участием кооперации предприятий-разработчиков СУ. Третий пример. В 80-е годы на уровень национальной задачи была поставлена проблема создания отечественной сферической гиростабилизированной платформы - аналога американской системы АЖ8. На решение этой задачи были мобилизованы лучшие силы отечественной гироскопической науки и техники. Были созданы конструктивные элементы, специальные материалы, чувствительные элементы, датчики, разработаны электронные блоки. Победа, казалось, близка, но... Оказалось, что разместить электронные блоки внутри сферической конструкции, как этого требовала идеология построения прибора , невозможно. Министерство собирало совещание за совещанием, но решения проблемы найти не удавалось. На одном из таких совещаний, в значительной степени случайно, оказался Н.А. Семихатов. Когда он услышал слова докладчика о том, что в стране нет предприятия, взявшегося за эту задачу, он подал реплику с места:" Есть такое предприятие, мы бы взялись". Это произвело эффект разорвавшейся бомбы, многие смотрели с удивлением, а некоторые - с недоумением: зачем понадобилось Н.А. Семихатову совать голову в петлю и брать на себя нерешаемую задачу. Примерно такой же была реакция и у конструкторов НПОА -не сделать, на что Главный конструктор сказал:" Вы что же, хотите, чтобы Семихатова считали безответственным чижиком, сказал и не сделал? Нет, дорогие, так дело не пойдет!... ". Электронные блоки разработки НПОА успешно разместились в выделенных объемах, и первая партия отечественных АJRS'ов была оснащена этими блоками. Эти примеры ни есть образцы волюнтаризма. Это иллюстрация глубокого понимания Главным конструктором существа проблемы, трезвой оценки возможностей коллектива и веры в этот коллектив. Научно-технический задел, созданный под руководством Н.А. Семихатова является и еще многие годы послужит надежной и эффективной базой для создания перспективных образцов ракетно-космической техники.


Л. БЕЛЬСКИЙ, зам. Генерального директора НПО «Автоматика»


 


Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

05.12.02

 

 Рейтинг ресурсов