Все начинается с корней

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


Веселкин Д. Фото С.Новикова.В свои 29 лет Денис Веселкин — кандидат биологических наук, руководитель проекта РФФИ-Урал (конкурс 2001 г.), лауреат институтской молодежной премии имени Б.П. Колесникова, а теперь — и премии для молодых ученых имени С.С. Шварца. В лабораторию фитомониторинга и охраны растительного мира Института экологии растений и животных он пришел сразу после окончания биофака УрГУ. Тема его научных исследований — микориза, или симбиоз корней деревьев с грибами. Мицелий — грибница грибов — образует в почве разветвленную сеть, поглощая из нее минеральные вещества: азот, фосфор, калий, и снабжает ими корни деревьев. Практически все деревья, растущие в наших широтах, микотрофны: сосна, ель, пихта, лиственница, береза, осина. Микориза для них жизненно необходима, помогая эффективнее поглощать минеральные элементы из почвы. Микоризный симбиоз — непременное условие успешного роста и развития как отдельных деревьев, так и леса в целом. Без микориз дерево можно вырастить, пожалуй, только в питомнике, где проводится подкормка и отсутствует конкуренция. Деревья в свою очередь поставляют грибам углеводы — продукты фотосинтеза. Микоризные грибы (а это почти все наши съедобные грибы, кроме шампиньонов и опят), имея доступ к обширным энергетическим ресурсам (продуктам фотосинтеза растений), доминируют среди лесных напочвенных грибов. Вот это и есть суть симбиоза — два организма совместно гораздо эффективнее используют ресурсы среды, чем по одиночке.

Веселкина интересует в основном только один аспект этого явления — экология микориз в условиях техногенного воздействия на окружающую среду. Исследования он проводит на территориях, загрязняемых выбросами Среднеуральского медеплавильного завода (г. Ревда) и Полевского криолитового завода (г. Полевской). В первом случае на биоту действуют преимущественно тяжелые металлы (медь, свинец, кадмий, цинк), загрязняющие почву, и здесь микориза выступает своеобразным барьером, мешающим ионам металлов проникать из почвы в корни растений; приспособленность деревьев повышается также за счет улучшения минерального питания. В районе Полевского преобладает газообразный тип загрязнения, воздействующий на надземную часть растений, — повреждаются листья и хвоя. Микориза в этих условиях развивается хуже, так как грибы получают меньше углеводов, а потребность деревьев в симбиозе снижается.

На мой вопрос, имеют ли эти исследования прикладное значение, Денис Веселкин ответил:

 — Поскольку при некоторых типах техногенного воздействия полезность микоризного симбиоза повышается, усиливается потребность деревьев во взаимодействии с грибами, необходимо учитывать этот фактор в ходе лесовосстановления. В мире есть примеры успешного его использования. Так, в США на пустошах, образовавшихся на территории вокруг медеплавильного производства, не удавалось вырастить лес до тех пор, пока не стали проводить искусственную микоризацию. В Испании создают эвкалиптовые плантации путем внесения в почву сопутствующих им грибов. У нас подобные работы пока не ведутся. Но если облесение техногенно нарушенных территорий станет актуальной задачей, возможно, проснется интерес к моей тематике.

— Традиционный вопрос: как живется сегодня молодому ученому?

— Не так плохо, если он вливается в продуктивно работающую группу исследователей, да еще имеющую солидный грант. Труднее начинать одному, но и это возможно. У меня, например, помимо гранта РФФИ-Урал есть грант Комиссии РАН по работе с молодежью. А вообще мое положение облегчается тем, что в экспедиции езжу недалеко, основной метод исследований — наблюдения в природе (анализ природного материала). Это не требует сложного оборудования. Однако будь у меня возможность вести экспериментальную работу, свои задачи я бы формулировал, вероятно, иначе.


Е. ПОНИЗОВКИНА
Фото С. НОВИКОВА


 


Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

05.12.02

 

 Рейтинг ресурсов