В свете счастливой звезды

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


В.А.Демаков.Почти четверть века отделяет его от того дня, когда молодым и окрыленным мечтой он переступил порог академического учреждения. На этом пути были интересные результаты и настоящие достижения, творческие взлеты и тупиковые ситуации. Им сопутствовали полторы сотни научных публикаций самого различного уровня в российских и зарубежных изданиях, грамоты Президиума РАН и губернатора области. Докторскую диссертацию защитил в 1998 г. по теме “Методические основы эколого-гигиенической оценки мутагенности загрязнений окружающей среды и выявления генетических последствий воздействия реальной химической нагрузки”.
На избранной стезе не было, пожалуй, только сожаления и разочарования. И сегодня заместитель директора по научной работе ИЭГМ УрО РАН, заведующий лабораторией химического мутагенеза, доктор медицинских наук, профессор Виталий Алексеевич Демаков все так же целеустремлен. Сказать, что он правая рука директора института академика В.А. Черешнева, было бы, наверное, мало. Впрочем, он об этом и не говорил.

Сколько раз приходилось замечать, что люди, родившиеся в первые послевоенные годы, отличаются светлым, оптимистическим восприятием мира. Люди этого поколения умеют любить и хранить верность и не склоняют свои поседевшие головы перед превратностями судьбы. Независимо от места и даты рождения все они родились под счастливой звездой Победы. Ее ярким светом был осенен и ничем не примечательный жизненный старт Демакова.

Своим первым криком он порадовал небольшой городок Котельнич на Вятчине в трудном и светлом 1946 году. В простой рабочей семье сам стал олицетворением веры и надежды. Они и сейчас, по прошествии многих лет лучатся на его лице.


ПО ВОСХОДЯЩЕЙ ПРЯМОЙ

Из всех школьных предметов Виталия Демакова больше интересовала химия с ее чудесными превращениями веществ, которые можно было записать в виде коротенького химического уравнения. Пытать свое счастье он отправился за шестьсот километров от дома в Пермский государственный медицинский институт. В соответствии с заветным желанием и по благословению родителей. Но, как часто случается с провинциалами, не прошел по конкурсу, и счастье плутало где-то целый год.

Теперь, спустя годы, он вспоминает студенческий этап жизненного пути как самое счастливое время:

— Я был зачислен на первый курс медико-профилактического факультета. Прекрасное время, тем более, что Пермь уже тогда была большим городом с высоким уровнем развития культуры и науки и учиться было очень интересно. В научных кружках я занимался с третьего курса — медицинской микробиологии, физиологии и гигиены. Мне очень нравилось учиться, и по окончании института я получил красный диплом. Студенчество — очень хорошее и благодатное время для получения знаний и основания профессиональной базы.

Его путь в науку можно сравнить с полетом птицы в ясную погоду. И этот путь он прокладывал себе своим собственным трудом.

— Я, — говорит Виталий Алексеевич, — со студенческой скамьи усвоил, что если что-то не доработаю, обязательно это и попадется на экзамене. При подготовке любого труда — статьи, диссертации не мог позволить себе роскошь иметь что-то такое, что могло поставить меня в тупик. Тему или проблему я должен был знать от начала до конца, и никогда не рассчитывал на везение. Потому не позволял себе расслабиться. Ученичество самым естественным образом переместилось в аспирантуру — на кафедру общей гигиены и экологии человека. Не откладывая в долгий ящик результаты первых исследований, начал работать над кандидатской.

В то время эта кафедра была очень мощной, одной из лучших теоретических кафедр, ведущей крупные научно-исследовательские работы в регионе и на предприятиях области. Проблемы экологии, охраны здоровья и жизни человека стояли очень остро и решались на этой кафедре.


УЧИТЕЛЬ

— Моим первым и последним наставником в науке была профессор Мария Львовна Красовицкая. Известный ученый, очень энергичный, деловой и чрезвычайно интересный человек, страстно увлеченная научным поиском. И свою любовь к делу, свое неординарное представление о науке, свой исследовательский интерес она всемерно прививала ученикам. Ее большая научная школа сформировалась в течение 60–70-х гг. К сожалению, Мария Львовна довольно рано ушла из жизни — в начале 80-х, в расцвете творческих сил. Но она оставила огромный след в умах всех своих коллег и последователей. Только кандидатов наук воспитала около двадцати. С большой требовательностью и большим вниманием она относилась к своим ученикам, помогая им расширить научный кругозор и, главное, увлекая научным поиском.


ИСПЫТАТЬ КРЫЛЬЯ НА ПРОЧНОСТЬ

Три аспирантских года пролетели, как один миг, увенчавшись защитой кандидатской диссертации. Преподавательская работа на кафедре, в которую он ушел с головой, — это особый вид работы, чрезвычайно интересной и полезной во всех отношениях. В этой области многие преуспевают и реализуют себя очень хорошо. Только ему хотелось чего-то другого. Будучи еще молодым человеком — двадцать восемь лет — и получив в аспирантуре мощный заряд, Виталий Алексеевич ощущал потребность продолжения научной деятельности.

— Желание расширить свой кругозор, окунуться полностью в научный поиск внутри меня существовало и существует до сих пор. Крылья были, необходимо было испытать их на прочность.

Очень удачным и своевременным оказалось предложение руководителя Отдела экологии и генетики микроорганизмов ИЭРиЖ УНЦ АН СССР, профессора Роберта Алексеевича Пшеничнова.

— Сегодня это наш институт. В начале 1978 г. Роберт Алексеевич, видимо, планируя укрепление кадрового состава отдела — а мы работали тогда в одном здании — предложил мне перейти на должность старшего научного сотрудника, заведующего группой генетического контроля. И по согласованию с Красовицкой такой переход состоялся. Работа наша в то время велась по одному из очень важных направлений в области генетической токсикологии, которое и сейчас актуально.

Изучая биологическое действие различных химических соединений, ученые выявили широкую группу веществ, природного и антропогенного происхождения, которые отличаются специфическим действием на организмы. Эти соединения способны взаимодействовать с основами жизни, с нашими информационными структурами. Их влияние на генетический аппарат может проявляться в определенном его нарушении и изменении. Эти вещества называются мутагенами и способны вызвать изменения структуры нуклеиновой кислоты — носителя генетической информации, так называемые мутации.

Любой организм, начиная от микроорганизма и до человека, имеет очень много уровней защиты генетического аппарата. Однако исследованиями ученых было показано, что эти химические вещества, циркулируя в очень незначительных концентрациях в объектах окружающей среды, могут вызывать неблагоприятные последствия. Они прорываются через все защитные барьеры и, в конечном итоге, могут вызывать нарушения наследственных структур клеток живых организмов. Для человека — это прежде всего рост наследственной онкопатологии.

Выявление этих опасных веществ, изучение механизмов мутагенеза, разработка методов и подходов, которые позволили бы нам снизить генетический риск химической нагрузки, — эти задачи решались группой генетического контроля, которую я возглавил в 1978 г.

На первом этапе мы довольно успешно и плодотворно проводили исследования по модификации и оптимизации тест-систем, позволяющих выявлять мутагены окружающей среды. В большей степени работали с системами, где тест-объектом были индикаторные микроорганизмы. С одной стороны, общая проблема загрязнения окружающей среды, процессы, связанные со специфическим биологическим действием различных химических веществ — генетическая токсикология, с другой — микробиология, что, в общем-то, стало основой, точкой приложения наших сил.


ТОЧКА ПРИЛОЖЕНИЯ СИЛ

Чтобы развить и укрепить свои позиции, научный коллектив группы сосредоточил свои усилия на изучении проблемы оценки генетического риска, обусловленного химическим загрязнением объектов среды (воздуха, воды, почвы).

— Имея достаточно широкий арсенал методов выявления и оценки мутагенов, — рассказывает Виталий Алексеевич, — мы в течение ряда лет занимались решением экологических задач. Используя химические, физико-химические, медико-биологические методы, мы смогли идентифицировать спектр мутагенов, изучить пути их поступления в организм и механизмы реализации мутагенного потенциала, определить генетическую опасность техногенных загрязнений для человека в промышленных центрах нашего региона. На основе данных исследований был создан регистр химических мутагенов, предложена модель локального эколого-генетического мониторинга.

В 1988 г., спустя десять лет с момента вступления Демакова в должность, Отдел был преобразован в Институт.

На основе группы была открыта лаборатория с аналогичным названием — лаборатория химического мутагенеза. Сегодня это четырнадцать человек научного и вспомогательного персонала, включая аспирантов.

— Естественно, в качестве академического подразделения особый акцент мы должны были делать на фундаментальных разработках. Все, что было накоплено, очень органично использовалось для решения новых задач по изучению молекулярных механизмов и процессов химического мутагенеза. Объектом изучения по-прежнему была и остается микробная клетка. Это научное направление активно развивается, и над ним успешно работает старший научный сотрудник кандидат биологических наук Надежда Викторовна Голясная.

Надо, однако, отметить, что и педагогическая жилка не пропадала у Демакова все эти годы. В самом конце 80-х по предложению ректора медицинской академии, академика Евгения Антоновича Вагнера, он возглавил кафедру общей гигиены и экологии человека. Преподавательская и организационная работа в вузе подталкивали к расширению профессионального кругозора, учили популяризировать научные знания. Так прошли десять чрезвычайно плодотворных лет.

Все резко переменилось в конце 90-х, когда пришлось взять на свои плечи весомую долю директорских забот. Он сам принял решение оставить кафедру и с головой ушел в институтские проблемы.


ЭТИ ВЕЗДЕСУЩИЕ МИКРОБЫ

Время диктует решение новых задач — на базе освоенных методов, постоянно пополняя этот арсенал. В последние годы коллектив лаборатории активно развивает у себя научные направления, связанные с получением и исследованием микроорганизмов, которые обладают способностью разлагать или трансформировать различные химические вещества.

— Эти микроорганизмы, — поясняет Виталий Алексеевич, — способны к активному разложению или к активной утилизации таких загрязнителей, как полициклические углеводороды и полихлорированные бифенилы, которые поступают в окружающую среду от автотранспорта, энергетических установок, металлургических и химических предприятий. Среди них могут быть канцерогены и мутагены. Эти соединения, которые к тому же устойчивы и очень медленно разрушаются, чрезвычайно опасны и токсичны. В обычных условиях они циркулируют в неизменном виде долгие годы, способны накапливаться в живых организмах. Однако их распад, а значит, и обезвреживание, может быть более интенсивным при участии бактерий, которые содержатся в почвенных микробных сообществах.

Наше внимание привлек поиск природных микроорганизмов и изучение процессов бактериальной деструкции этих сложных соединений. Творческая группа под руководством старшего научного сотрудника, кандидата биологических наук Елены Генриховны Плотниковой ведет целенаправленные работы по выделению штаммов микроорганизмов, способных перерабатывать эти вещества, и изучению процессов деградации. Здесь получены новые научные данные о механизмах и путях метаболизма соединений. Возможно и практическое приложение результатов работ, если будут получены активные культуры бактерий. Такие микроорганизмы могут вноситься в загрязненные вредными веществами объекты среды, использоваться в системах очистки промышленных сточных вод.

И еще одно перспективное направление связано с исследованием микроорганизмов, которые можно использовать в биотехнологиях синтеза нужных нам химических соединений и продуктов. Выполнение этих работ обеспечивают старший научный сотрудник лаборатории Максимов Александр Юрьевич и его молодые коллеги.

В мире сейчас очень широко используются такие химические вещества, как акриловая кислота, акриламид. Они применяются при получении современных акриловых красок и пластмасс, в системах подготовки и очистки питьевой воды и в других технологиях. Традиционное получение акриламида и акриловой кислоты способами химического синтеза — очень сложный, энергоемкий и экологически опасный процесс. Альтернативным вариантом синтеза этих веществ является биокаталитический способ, который безопасен, экономичен, при этом выход конечного продукта реакции составляет более 99%.

Оказывается, в природе есть микроорганизмы с такими ферментными системами, которые могут очень быстро и эффективно конвертировать акрилонитрил в акриламид и кислоту. Исследования в этом направлении в лаборатории В.А. Демакова ведутся очень активно, начиная от выделения из природных биоценозов штаммов, которые имеют такие ферменты, изучения их физиологических и биохимических свойств и направленной селекции бактерий.

— В постановке задачи мы не первые, — говорит Виталий Алексеевич, — но уже сегодня эти работы позволили нам получить несколько штаммов и на их основе — биокатализатор. Биомасса апробирована в условиях Пермского завода им. С.М. Кирова. Мы эти работы постараемся довести до практического внедрения.


ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

Первый раз по-настоящему он сделал его много лет назад, на четвертом курсе и остался верен своему слову. И познав великую силу любви, он везде смело опирался на нее — в семье и в работе, что составляет смысл его жизни.

— Я и теперь не теряю огромного интереса и любви к своей профессии, мне нравится работать в институте. Меня окружают талантливые, интересные люди. Не представляю себя вне его стен. Пусть даже мы переживаем иной раз очень сложные периоды, но я люблю институт.

Если предмет достойный, то преданность и верность рано или поздно рождают ответ. И похоже, у Виталия Алексеевича есть все, чтобы быть уверенным: душевные силы потрачены не напрасно.

Жена — Валентина Дмитриевна — прекрасный хранитель семейного очага. Здесь ее организаторские способности проявляются ничуть не в меньшей степени, чем в одном из отделов городского Центра госсанэпиднадзора, которым она руководит.

А совсем недавно в дом пришла радость: защитилась дочка Екатерина. Она закончила клиническую ординатуру, потом аспирантуру на кафедре нервных болезней. Виталий Алексеевич и зятем Виктором очень гордится: он хороший кардиохирург, работает в клинике профессора Суханова. Свой человек в их семье, как сын. И все же самая светлая и яркая личность в семье для Демакова старшего — внук Митька. Такое вот счастье привалило.

— Мне хочется, чтобы в нашей семье сохранялись хорошие традиции, должный уровень культуры отношений, понимание близких по духу людей. Я бы хотел, чтобы все, что я понял, осмыслил и пропустил через себя, передалось моим близким, прежде всего детям, внуку. Хочется, чтобы в нашей семье не было зацикленности на материальных аспектах, ведь есть вещи гораздо более важные. Я пытаюсь развивать интерес к научной работе и у своих детей. И еще — чувство оптимизма. Мне кажется, сегодня без него не прожить.


Ольга СЕМЧЕНКО, г. Пермь
На снимке В.А. Демаков


 


Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

05.01.03

 

 Рейтинг ресурсов