"Фамильный след в тектонике Урала"

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты




Магический кристалл: Лит.-худож. альманах. — Екатеринбург: УГГГА, 2002. — 224 с.: ил. — (Б-ка “Горного родника”)


 
Постижение красоты: Сб. воспоминаний /Сост. И. А. Воронин, В. К. Долганов. Екатеринбург: Изд-во УГГГА, 2002. — 150 с.: фот. — (Б-ка “Горного родника”)


Наряду с другими изданиями, приуроченными к 85-летию Уральской государственной горно-геологической академии, вышли две книги, очерчивающие особую сферу жизни Свердловского горного института, а ныне Академии.  Область сия “велика есть”, имеет собственную философию, историю и географию, мифологию и “пантеон героев и богов”, а в обыденном плане обозначается как самодеятельное творчество, культурная жизнь в стенах Академии и за ее пределами — область интересов, увлечений, познания и бескорыстной любви...  Как не хлебом единым живет человек, так и творческое начало в нем частенько не целиком поглощается профессиональной деятельностью либо учебой: остается потребность еще как-то украсить свой мир: словом, музыкой, пластическим жестом...  Так вот, уже реальный, а не потенциальный, вклад “горняков” в культурную жизнь и культурное богатство Урала за эти 85 лет — предстает перед нами со страниц этих двух внушительных по объему сборников, выпущенных под маркой литературного объединения “Горный родник”.

Первый выпуск альманаха “Магический кристалл” (составитель, редактор, автор предисловия и почти всех иллюстраций Ю. Конецкий) включает прозаические и поэтические произведения более чем полусотни авторов.  Большинство — участники объединения “Горный родник”, профессионально непосредственно связанные с УГГГА, но есть и “гости” из других уральских городов, Москвы и Санкт-Петербурга.  Вполне органично в структуру книги вписались и очерки классиков — Д. Н. Мамина-Сибиряка и П.П. Бажова.    

Стихи в альманахе, к удовольствию читателя, представлены в разнообразии форм, стилей, жанров и литературных поколений.  Есть, к сожалению, несколько откровенно слабых подборок, но чаще всего, даже при не очень уверенном владении словом, привлекает искренность высказывания, непосредственность лирического переживания либо осмысления времени и обстоятельств.  Стихи Бориса Рыжего (особенно — тонкая и точная миниатюра “Памяти Батюшкова”) и Алексея Решетова — воспринимаются сейчас как завещание, обращение ушедших к живущим, уже вне житейской суеты и без реверансов поэтическому будущему.  Хороша подборка А. Кузина: сочетание геофилософских  размышлений, притчевой интонации и лирической мелодии.  Запоминаются произведения Н. Тереховой (романтически заостренные зарисовки как внешней, так и внутренней, душевной жизни) и пятнадцатилетней Марии Кротовой.  Украшают поэтическую часть сборника стихотворения И. Воротникова, Ю. Лобанцева, Л. Ратушной, Ю. Конецкого.  А строчка для названия этой статьи взята из венка сонетов Л. Ладейщиковой “Достоинство”.  Кроме того, в альманахе воспроизведены тексты двух стихотворений малоизвестного сейчас Георгия Троицкого — свердловского поэта и прозаика, арестованного НКВД в 1940 г. и погибшего в ивдельских лагерях.  Замечательная мини-поэма 1934 г. “Маргарита” свидетельствует о настоящем таланте, но именно талантливые стихи, затрагивающие неофициальные и далеко не парадные стороны жизни, и стали поводом для ареста и ранней гибели автора.

В разделе художественной прозы — несколько очень удачных публикаций, причем, при множестве, опять же, тем и жанров, чувствуется стремление составителя “показать лицом” именно уральскую прозу, узнаваемую и в речевом колорите, и в стилистических особенностях, и в сюжетных приемах.  Выделяется яркостью образов, динамикой не событий, а самих эмоций — рассказ Кима Макарова “Ушкуйник”.  Как всегда, изящна и одновременно добротно сработана пушкиноведческая фантазия Б. Телкова.  Крепко, вполне профессионально пишут Е. Лобанов, Е. Грудцинова, Е. Строганова, М. Эбергардт.  Среди эссе и воспоминаний — очерк Мамина-Сибиряка “По письменной части”, лаконичные, но интересные литературные мемуары Ю. Конецкого и И. Сабило.  Дополняет и разнообразит издание также подборка юмористических произведений.  Словом, альманах можно считать вполне удачным опытом, сочетающим моменты литературной учебы и уже бесспорного мастерства, сохранившим дух, “ауру” именно уральской прозы и поэзии.

Пять лет назад, к 80-летию Академии, также был выпущен литературный сборник “Горный родник” (432 с., составители В.К. Долганов, Ю.Л. Лобанцев), включавший стихи, тексты песен, рассказы, воспоминания и юмористику сотрудников, выпускников и студентов.  По всему — предтеча, прямой прообраз сегодняшнего “Магического кристалла”.  Но в той, первой, книге из содержания множества отдельных вошедших в нее произведений, явственно вырисовывался, как отправная точка для всего и вся, сам институт, его история, студенческая жизнь, а затем — профессиональная деятельность авторов.  В “Магическом кристалле” этого практически нет, это чисто литературный альманах.  Зато органичным дополнением в этом плане служит книга (из-за обилия фотоиллюстраций и большого формата — почти альбом) “Постижение красоты”.  Здесь собраны как краткие мемуарные заметки, так и пространные, толково структурированные воспоминания участников художественной самодеятельности, процветавшей в Институте практически от начала и сохранившей, как видим, свои традиции по сей день.

     Хронологически эта воистину летопись открывается 1920 годом, годом создания рабфака при Горном институте; включает последовательно воспоминания о 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, 70-х... — в самом деле, несколько эпох в жизни страны, вплоть до сегодняшних дней, начала нового века.  В результате, когда читаешь эту книгу подряд, — как бы одновременно, параллельно, следуешь тремя путями: видишь (не в полном, конечно, объеме, но в аспекте общественной жизни — это уж точно) этапы истории самого Института; отмечаешь, как меняются со временем моды и виды студенческой самодеятельности, и чем это обусловлено — то есть, на самом “внешнем” уровне, прослеживается движение общественного сознания и культурной жизни страны в целом.  Первые художественно-образовательные кружки на рабфаке и первая студенческая пресса в двадцатые годы, организация Университета культуры и студенческого клуба в тридцатые; хоровые и танцевальные, преимущественно женские по составу, коллективы военных лет, выступавшие в госпиталях перед раненными; в пятидесятые — звание лауреата, завоеванное Мужским хором на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, самостоятельно существовавшие в институте хоры китайских и болгарских студентов; в шестидесятые — появление жанра авторской песни, “многотрудная, полная невзгод и опасностей” жизнь студенческого джаза, рождение собственной киностудии, КВНа и СТЭМа, сражения комсомольской сатиры с комсомольской же цензурой...  Далее — ВИА семидесятых, поездки студенческих строительных отрядов и агитбригад по всей стране, в девяностых — возрождение КВНа, в русле сегодняшних прогрессивных веяний — конкурсы “Мисс” и “Мистер Академия”.              

     Самые интересные страницы книги, в частности, воспоминания Б. М. Смирнова, Л. Зонова, В. Слукина, М. Эбергардт, Г. Коргуля, А. Цалюка — хороши как раз тем, что помимо конкретных сведений из истории того или иного этапа развития художественной самодеятельности в “Горном”, дают почувствовать тогдашнюю атмосферу, культурные интересы, культурную полемику в масштабах города да и страны в целом.  Таков, например, очерк Всеволода Слукина “Джазмены Горного”: безусловно, подробнейше — о свердловском джазе 60-х, но, самое главное, — о “смутном времени” чересполосицы разрешений и запретов,  представлениях тогдашней молодежи о свободе и творческих принципах, о стилягах, ночных полулегальных поисках в радиоэфире той самой, “своей”, музыки...              

     Если от эфирных материй перейти к цифрам и фактам, то из самодеятельных коллективов Свердловского горного института вышли певцы О. Агафонов и И. Наволошников, авторы-исполнители Л. Зонов и А. Новиков, кинематографисты А. Трифонов, А. Морозов, А. Аляшев, известный в городе подвижник клубной культуры З. Милявский...   В полной мере (разумеется, как и другие крупнейшие вузы) Институт был и остается культурообразующим для Екатеринбурга, да и для всего Урала, учреждением.  “...горное образование в России, — пишет во вступительном слове ректор УГГГА И.В. Дементьев, — будучи одним из первых по времени становления и профессиональной значимости, активно способствовало развитию интеллектуального и творческого потенциалов российской интеллигенции”.  И эту мысль книга, безусловно, подтверждает.  Но важно также и то, что искренне написанные и с любовью подобранные воспоминания воссоздают, повторюсь, атмосферу прошлых лет, студенческого творчества, молодого энтузиазма, человеческой теплоты, настоящей дружбы.  На наших глазах, посредством документальных заметок, творится легенда, и легенда вступает в свои права. “Моему сыну, — рассказывает один из авторов, В.И. Василевский, — часто приходилось слышать от меня воспоминания о Свердловском горном институте.  Стал студентом и он, а через год спрашивает: “Папа, а когда начнется все то, о чем ты рассказывал?”


Е. Изварина


 


Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

21.01.03

 

 Рейтинг ресурсов