История дикой меры

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


Главацкий М.Е. “Философский пароход”: год 1922-й: Историографические этюды. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. — 224 с.


Начать заметку об этой книге подмывало с заявления о том, что историография — самая честная из исторических наук. Но тут же спохватился: стоит ли обижать представителей других отраслей истории (археологов, к примеру), когда злонамеренные искажения, беззастенчивая подделка и (наиболее распространенный вариант) запирание важнейших исторических документов на фактически неопределенный срок были у нас в обычном порядке вещей совсем недавно? К счастью, похоже, эти времена миновали, и труд М.Е. Главацкого — яркое тому подтверждение.
И уж ему-то не откажешь ни в честности, ни в обстоятельности, ни в объективности исследования. На страницах этой книжечки перед нами разворачивается достаточно детальная (несмотря на невеликий объем) картина событий, благодаря нескольким журнальным публикациям перестроечной эпохи, достаточно широко известных российской публике. Но картина эта начертана не при помощи эмоциональной публицистической палитры и лишена каких бы то ни было “законченных” выводов и оценок. Главацкий — не публицист, а ученый и, кроме (в единичных случаях) подтверждения достоверности документов, позволяет себе разве что очень корректные гипотетические формулировки относительно действительного исторического смысла предмета своего исследования — высылки в 1922 г. инакомыслящей интеллигенции за пределы России. И это — несомненное достоинство его труда.

Исследователь той же темы, а равно и досужий читатель может и самостоятельно на основе предложенных его вниманию документов решить, что значит эта высылка, как сказалась она на истории России, чем отзывается в нынешнем дне.

И поскольку пишущий эти строки должен быть отнесен к разряду скорее досужих читателей, нежели серьезных исследователей, ему позволительно высказать свою точку зрения с негодным для ученого публицистическим жаром.

Далеко не все имена, попавшие в списки принудительной эмиграции, мне знакомы. Некоторые — только понаслышке. Очевидно, что действительно крупных фигур (с точки зрения вклада в культурную и духовную копилки России и всего человечества) в этих списках не так уж много. Вероятно, около десятка. Но и во всех прочих списках личности такого масштаба наперечет. Нет необходимости объяснять, почему в применении к ним любая статистика имеет глупый вид. Ведь если так называемых “простых” людей, скрепя сердце, иногда (например, при подсчете военных потерь) приходится считать “головами”, как баранов, то рассматривать всерьез “поголовье гениев”, каждый из которых представляет собой исключительную и недосягаемую духовную вершину, представляется абсолютно невозможным делом.

Так что если бы на “философском пароходе” находился один-единственный пассажир — Николай Александрович Бердяев, или Иван Александрович Ильин, или Лев Платонович Карсавин (которого “гуманная” власть в конце концов все-таки “достала” — после оккупации Литвы в 1940 г. сгноила в лагерях), этого было бы достаточно для вынесения обвинительного приговора тем, кто выписывал билеты в принудительный безвозвратный “круиз”.

Знаю, знаю, история не терпит сослагательного наклонения. Но зачем-то оно все же имеется — в русском языке, в мыслях, в мечтах. Так почему в раздумьях о будущем России и не задаться “глупым” риторическим вопросом: что стало бы к сему дню с российским национальным самосознанием, если бы на протяжении всего минувшего века старшеклассники и студенты, естественно задающиеся важнейшими вопросами (о судьбах Отечества, о смысле собственной жизни, о смерти и возможном бессмертии), искали ответов не в выморочных абзацах учебника обществоведения, тщательно сверенного с “Кратким курсом”, трудами “классиков” и неизвестно кем сочиненными решениями последнего съезда КПСС, а с вдохновенными трудами названных мыслителей?

Впрочем, можно обойтись и безо всех этих “что было бы, если...”. Но рассчитывать дальнейшие пути отечественной истории, не поняв как можно точнее, что было в прошлом, не получится. И книга М.Е. Главацкого — твердый и взвешенный шаг в направлении такого понимания. В ней совершенно очевидно реализуется пророчество Б. Харитона, сделанное им вскоре после высылки:

“Когда-нибудь правдивая картина изгнания из России нескольких десятков ученых, писателей и инженеров будет написана со всеми теми подробностями, которые пока недоступны никому, кроме авторов и исполнителей этой дикой меры”.


А. ЗАСТЫРЕЦ


 


Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

15.01.03

 

 Рейтинг ресурсов