Дети Курчатова

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


В нынешнем году исполняется 40 лет Челябинскому научному обществу учащихся. С 3 по 12 января на Ильменской турбазе (около г. Миасса) проходил посвященный 40-летию НОУ областной учебно-методический сбор членов НОУ в рамках традиционного лагеря “Курчатовец”. Проведение “Курчатовца” совпало со 100-летием со дня рождения Игоря Васильевича Курчатова, чье имя носит лагерь. Кстати, первые сборы в 70-е годы  проходили на родине И.В. Курчатова в окрестностях города Сима. Об истории и сегодняшнем дне Челябинского НОУ рассказывает нашему корреспонденту Владимир Готфридович Швеммер, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе Челябинского государственного педагогического университета, председатель Совета кураторов Челябинского НОУ.


Владимир Готфридович Швеммер. Фото С.Новикова.— Наш юбилей будет отмечаться в Челябинске несколько раз и на различных уровнях. 30 января состоится городская научно-практическая конференция, куда приглашаются организаторы НОУ, как говорится, всех времен и народов. А таких за 40 лет существования НОУ можно насчитать не одну сотню. Обязательно примут активное участие научные руководители и консультанты, кураторы ныне действующих секций НОУ, а таких секций более 60 только в городе Челябинске.  А ведь есть еще филиалы в городах Челябинской области — в Симе, Сатке, Озерске, Снежинске, Миассе и др. В марте пройдет аналогичная конференция, но только областного масштаба.
В конце апреля состоится юбилейная сессия НОУ, которая подведет итоги научно-исследовательской работы учащихся в 2002–2003 учебном году.  Летом учащиеся-победители конкурсов НОУ вновь соберутся уже на летний лагерный сбор “Курчатовца”. 
“Курчатовец” — это всегда незабываемые встречи ученых и детей, дискуссии, интересные беседы, то самое общение, которое дорогого стоит как для детей, так и для взрослых.  Тем более что для некоторых взрослых ученых кураторов НОУ — это еще и воспоминания о собственных детстве и юности. 

— А ваше детство тоже связано с НОУ?

— Так получилось, что я оказался среди ноушат “первого призыва”. В 1963 г. ученикам 91-й школы города Челябинска (где я в то время учился) предложили участвовать в работе секции истории, которая возникла при историко-филологическом факультете Челябинского государственного педагогического института. Это дело меня очень увлекло. Оказалось, что это была одна из первых секций Челябинского  НОУ. Поэтому, когда позднее мне довелось вернуться в НОУ уже в качестве преподавателя, все там было знакомо, близко и дорого для меня. Да и не только для меня. Многие мои коллеги, преподаватели вузов Челябинска, в свое время прошли школу НОУ. Среди профессоров педагогического университета немало бывших “ноушат”. Даже ректор ЧГПУ Виталий Викторович Латюшин в школьные годы был активнейшим членом НОУ в городе Копейске...

— Что же дает НОУ детям? 

— Первое и самое главное — опыт общения в научном коллективе. Я, например, до сих пор помню своего первого научного руководителя в НОУ — доцента Татьяну Федоровну Аносову, нашего куратора в 1964 году — профессора С.А. Сидоренко, других ученых.               

Во-вторых, НОУ дает возможность прикоснуться к процессу исследования. Именно в НОУ я почувствовал, что научное знание рождается в поиске истины, в кропотливой, медленной, точной работе. Я понял, что далеко не все, что написано в книжках, — истина, что даже очевидно бесспорные вещи можно и нужно подвергать сомнению.      Кроме этого, когда “ноушенок” вырастает  и становится взрослым, у него сохраняется теплое чувство благодарности к людям, которые с ним работали в НОУ. Появляется желание сделать для детей нечто подобное тому, что в свое время сделали для тебя. 

— Теперь, когда вы стали председателем Совета кураторов НОУ, ваш взгляд на него изменился? Вы, наверное, видите не только радужную перспективу, но и некоторые проблемы?

— Во-первых, я вижу вполне благоприятную перспективу развития НОУ. На чем основывается мой оптимизм? Прежде всего, на том, что Челябинскому НОУ уже 40 лет. За это время канули в Лету многие подобные инициативы. В Челябинске НОУ поддержали не только Дворец пионеров,  городское и областное управления образования и педагогический институт (теперь педагогический университет), но и практически все крупные вузы города. Причем они активно сотрудничают, никто не “тянет одеяло на себя”. Все понимают, что НОУ — общее достояние южноуральцев. 

Ну, а проблемы — естественный спутник жизни. Любое живое дело растет в противоречиях. Трудностей у НОУ немного больше, чем хотелось бы, но они не носят фатального характера. 

Первая проблема — понимание целей НОУ. К сожалению, некоторые преподаватели школ и вузов, родители и дети думают, что цель НОУ — подготовка к поступлению в вуз. Немало в этом отношении навредило действовавшее в недавние годы (сейчас аннулированное) решение о льготном поступлении в вузы для победителей городских и областных сессий НОУ. Дело в том, что подобный меркантильный подход губителен для главного, ради чего НОУ создано, — развития интереса детей к науке, увлеченной совместной исследовательской деятельности школьников под руководством ученых.

Вторая проблема — обеспечение качественного руководства исследовательской деятельностью школьников. Когда секций было мало, то хватало относительно небольшого количества преподавателей  высокой квалификации. Сегодня “ноушат” тысячи! Соответственным должен быть и состав ученых-руководителей. Это обеспечить очень трудно. Поэтому постоянно сохраняется угроза снижения уровня и качества научного руководства деятельностью школьников. 

Третья проблема вытекает из второй. Массовый охват учащихся секциями НОУ создает соблазн назвать НОУ любую конкурсную деятельность или даже обыкновенные кружки системы дополнительного образования. В сущности, подобный подход гарантирует быструю и безболезненную гибель идеи научного общества как такового. 

Приватизация НОУ в рамках дополнительного образования практически ничего не дает системе дополнительного образования (домам творчества молодежи, домам и дворцам пионеров и школьников), но уже наверняка губит НОУ как оригинальное движение.               

Четвертая проблема —  развитие форм работы  НОУ. Если не искать новых подходов к организации совместной деятельности ученых и школьников, то неизбежен тупиковый вариант в развитии. Примером может служить двухлетний перерыв в работе лагеря “Курчатовец”. 

Есть и другие проблемы, но все они — и названные, и не названные — решаемы, а поэтому относительно перспективы НОУ можно быть оптимистом и вполне обоснованно считать, что 40-летие НОУ — далеко не последний его юбилей. 

Повесть о дружбе детей и взрослых, заинтересованных  в научном творчестве, еще только начинается. Сорок лет — приличный срок для человеческой жизни, а для общества — одно мгновение!


На снимке: В.Г. Швеммер.
Фото С. НОВИКОВА


 


Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

30.01.03

 

 Рейтинг ресурсов