В слиянии любви и горечи...

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


Полюс правды: Стихи /Ред. Э.П. Молчанов. — Екатеринбург: Изд-во “Старт”, 2002. — 171 с. : ил.


Польс правды.Год назад Э. Молчанов и издательство “Старт” представили на суд читателя сборник “Материнский причал”: вечная тема, первая и последняя наша любовь и забота — в поэтических образах, во многих преломлениях чувства и судьбы.  Книга “Полюс правды” (составители — Э.П. Молчанов, В.А. Блинов и  Г.Ф. Дробиз) продолжает  если не серию, то традицию: серия издателями не заявлена, но сразу отмечаешь единый принцип отбора и полиграфического исполнения.  На этот раз, однако, выбрана не “соборная”, всеобъемлющая, сердцевинная тема,  наоборот — конкретная историческая ситуация, а именно раскол и братоубийство в нашем отечестве после 1917 года.  Тема истребления народом себя самого, падения, извращения вековых нравственных принципов.  Соответственно, и литература была расколота, литературные произведения, отражающие эпоху, расходились в противостоянии, тяготели к двум полюсам.    “Полюс правды”  в понимании составителей книги — там, где правота “изгнанных за правду”: без вины выселенных, униженных или попросту уничтоженных Революцией и Гражданской войной, построивших и заселивших на десятилетия “Архипелаг ГУЛАГ”, растоптанных физически, но так и не уступивших “веку-волкодаву”...

Под заголовком “О России радея” в первом разделе книги здесь собраны стихи о Гражданской войне и Белом движении, собственно, о катастрофе раскола, о жертвенности и обреченности защитников прежней России.  Ярче других здесь — стихотворный цикл М. Вишнякова.

В центральном, конечно же, главном разделе — стихи самих попавших под “красное колесо”, людей — поэтов! — прошедших лагерь и ссылку, все испытавших, ничего не забывших.  По выражению Б. Марьева, “Говорят / в полный голос / подлинники”. Неопосредованное ощущение времени и боли здесь — главное.  Подлинны — реалии тюрьмы, пересылки, лесоповала, лагерного барака. Рядом с песенной формой встает жанр баллады: сюжетное повествование в музыкальном ключе опять-таки как бы безлично-народного предания.  Отсюда — “Баллада о белом сапере” В. Слукина, “Баллада о черном конвое” М. Вишнякова, “Баллада о трудной дороге” П. Бастана, “Баллада о кавалергарде” Э. Молчанова...  Немногочисленны и не цветисты, но точны и незабываемы образы “лагерной” поэзии, среди которых выделяется повторяющийся, развивающийся в восприятии авторов разных поколений, образ распятия.  Есть и другие повторяющиеся мотивы, например, проблема столкновения либо сосуществования политических заключенных и уголовников — как проблема сохранения себя, выживания человека в нечеловеческих условиях.  Также — краеугольное для узников понятие свободы, в соответствии с преобладающим песенно-балладным жанром уступающее место архетипу “воли”. Воля — выстрадана и страстно желаема, “Свобода” попрана, дискредитирована, отодвинута от человека в область туманных категорий вечно обещаемого “светлого будущего”.  Во всей сложности разворачивается на страницах сборника и образ Родины.  У репрессированного поэта Б. Ручьева, например, встречается попытка снять с Родины ответственность за отдельные человеческие трагедии, те самые “щепки” при великой исторической рубке леса (мясорубки на самом-то деле).  А вот П. Бастан, повидав и те и эти, отваживается без всяких оговорок сопоставить лагеря СССР и фашистской Германии.  Баллада В. Попова “Встреча на этапе”, герой которой встречает “в свердловской пересылке” среди таких же, как и он, заключенных внучку декабриста Пестеля, — не риторически, а просто через факт, частный случай, показывает вечность, а точнее, “дурную бесконечность” этой ситуации, этого явления в нашей стране: если не уничтожение, то преследование и высылка лучших, талантливейших людей, как раз и пытавшихся что-то реально сделать для страны и народа. Лучшим стихам поэтов-«лагерников» присуще умение подняться над собственным опытом, личной судьбой — к историческому осмыслению трагедии в ее подлинном масштабе. Особо выделяются в этом разделе также стихи Н. Домовитова, Н. Ануфриевой, В. Делоне.

Поэты, представленные в третьем разделе, принадлежат уже к следующему поколению, условно говоря, детей тех, кому довелось в двадцатые-сороковые стать “лагерной пылью”.      

Я дни и ночи без конца

Ищу погибшего отца

На Колыме, и  в Соловках,

И на земле, и в облаках -

Признается А. Решетов, и в этом четверостишии — суть подхода современных авторов к историческому материалу: во-первых, для них это не отвлеченная хроника минувшего, а жизнь и безвинная гибель собственных отцов и дедов, во-вторых, восстанавливая реальные картины “Колымы” и “Соловков”, поэты новых поколений, в силу объективно всё-таки существующей исторической дистанции, забирают в свои стихи также “землю” и “облака” — необходимость философского осмысления, вписания частного в общее, положив, однако, в основу — правду и правоту отцов.   Главное, что удалось здесь составителям, — дать представление о неоднозначности, сложности, “нелинейности” исторического процесса и его художественного отражения: хоть и провозглашен на первых же страницах книги идеал “Примиренья и Согласья”, ни в реальной нашей сегодняшней жизни, ни в литературных решениях он пока что недостижим.  Как, впрочем, и идеал “Свободы”: “свобода растленна”, “свобода по имени смерть”, свобода обесценена, проклята в сердцах, и уж никак не свободу обрели мы за последние годы — разве что карикатурно-приземленную, искаженную “волю”.    Замечательной подборкой в этой третьей, заключительной, части сборника представлен Г. Дробиз, хороши также стихи А. Решетова, Е. Щербаковой, А. Гольда, А. Пшеничного, А. Чуманова.

В оформлении книги использованы работы известных уральских фотомастеров А. Грахова и С. Новикова, а также документальная графика Михаила Вильгельмовича. Дистергефта, бывшего политзаключенного, узника Тагиллага, художника, лауреата Премии губернатора Свердловской области.

Предисловие к этому сборнику, так же как и к “Материнскому причалу”, в качестве Президента Уральского отделения Лиги защиты культуры и Кавалера Международного ордена Белый Крест, написал директор Института экологии растений и животных УрО РАН академик В.Н. Большаков.   “Не удалиться бы в мыслях от прошлого” — замечает он в своем вступительном слове.  Не удалиться бы в сердце от настоящей и будущей нашей ответственности за сохранение памяти и исторической правды.  Не предать бы — равнодушием и бездействием...


Е. Изварина


 


Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

30.01.03

 

 Рейтинг ресурсов