Личность, мировоззрение, культура

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


На снимке: Н.Н.Целищев, директор ИППК; И.Я.Лойфман; А.В.Гайда, председатель диссертационного совета ИфиП УрО РАН; Л.М.Андрюхина, директор Института развития регионального образования.В  период оттепели, наступивший после 30-градусных морозов,           17–18 декабря 2002 г. в г. Екатеринбурге состоялась Всероссийская научная конференция, посвященная 75-летию заслуженного деятеля науки, доктора философских наук, профессора И.Я. Лойфмана. Зал заседания Ученого Совета УрГУ, где открывалась конференция, был полон. Список участников включал 176 имен, представляющих различные регионы страны. Здесь были в основном те, кто в разное время учился (потом проходил переподготовку, защищался и т.д.) у И.Я. Лойфмана на кафедре философии и культурологии ИППК. Поэтому, когда с первым докладом “Мировоззрение как феномен культуры” выступил  юбиляр, слушатели “погрузились в детство”. С большим пристрастием были восприняты и остальные шесть докладов пленарного заседания. В ходе этих выступлений президента гуманитарного и политологического центра “Стратегия” Г.Э. Бурбулиса, доктора философских наук, профессора Н.С. Рыбакова (Псков), доктора философских наук, профессора В.Д. Жукоцкого (Нижневартовск), доктора философских наук, профессора Н.С. Кожуровой (Москва), доктора философских наук, профессора Ю.Г. Ершова (Екатеринбург), доктора философских наук, профессора Р.Л. Лившица (Комсомольск-на-Амуре) обозначились и широкая география, представленная участниками конференции, и основные темы, обсуждение которых определило последующую работу секций.

Вопросов докладчикам на пленарном заседании в целях экономии времени договорились не задавать. Поэтому публика, порывавшаяся подискутировать  после очередного выступления, возбужденно ерзала, шумно переговаривалась, то есть вела себя по-студенчески. “Невидимый колледж” И.Я. Лойфмана вдруг обнаружил себя: он гудел, восхищался, негодовал, отпускал шутливые реплики. Общая атмосфера радости от встречи и взаимного общения давних знакомых не покидала участников с первой до последней минуты конференции. Назовем и кратко охарактеризуем ее ведущие (хотя далеко не все) смысловые мотивы, следуя порядку их обозначения на пленарном и секционных заседаниях. Забегая вперед, скажем, что работали три секции: “Мировоззрение как социокультурный феномен”, “Идеологически-ценностные аспекты мировоззрения”, “Новые идеи в философском и культурологическом образовании”. Кроме того, состоялось еще одно общее заседание — посвященное представлению учебной литературы нового поколения, созданной участниками конференции.

Уже в первом пленарном докладе “ректором невидимого колледжа” И.Я. Лойфманом была заявлена титульная тема конференции “Мировоззрение как феномен культуры”. В дальнейшей работе она раскрывалась в различных оппозициях: монизм — плюрализм, социализм — либерализм, классика — постмодернизм, рационализм — эмотивизм и т.д. Вопросы порождало само понятие современной культуры, ее называли по-разному: глобальная современность, информационное общество, компьютерная культура, электронная культура. Тем не менее, большинство участников было склонно признать, что сегодня российскому обществу, чтобы его граждан не постигло духовное одичание, требуется идейная консолидация. Необходима она и философской общественности. Профессор В.Д. Жукоцкий высказал мысль, что антропоцентризм, представляющий собой ядро и существо марксистского мировоззрения, может стать основой такого духовного единения нации. Профессор В.Н. Финогентов (Уфа) считает, что основными принципами современного мировоззрения должны быть гуманизм, персонализм, плюрализм, рационализм и эсхатологизм. Утверждая эсхатологический  принцип, автор просит не связывать его с религией. Он полагает, что человечество должно научиться жить, осознавая свою конечность. Сегодня требуются мировоззренческие системы, помогающие сохранить и возвысить достоинство человека перед лицом смерти уже не только каждого из землян, но и всего человеческого сообщества. Автор подчеркивает, что своим принципом эсхатологизма он не утверждает близости конца мировой истории. Скорее эсхатологизм позволит определить истинные ценности человеческой жизни.

Вторая тема, подробно разрабатывавшаяся в ходе конференции — судьба России. Неутешительный прогноз в отношении перспектив российской государственности и нынешнего политического режима сделал в пленарном докладе доктор философских наук, профессор Ю.Г. Ершов. На взгляд доцента Р.Р. Москвиной (Екатеринбург), в бедах России виновата сила инертности глубинных психических структур. Россиян тянет назад подсознание. Пришло другое время — а “подсознательно” работающие прежние ценностные представления человека о самом себе (“я — как все”, “я всего лишь винтик”, “инициатива наказуема” и другие) вступают в противоречие с новыми возможностями, открывающимися в связи с демократическими реформами. Профессор РЛ. Лившиц сказал, что мы живем в эпоху, когда меняются внешние формы социальности и сам антропологический тип личности. Успехи в реализации первой цели — весьма скромные, в реализации второй — минимальные. Не изменился генетический код культуры. Человек постсоветский не сформировался, во всяком случае западный тип индивидуалиста у нас не прижился. Это дает докладчику возможность надеяться, что Россия выйдет из тупика, в котором очутилась в результате реформ последнего десятилетия.

Говоря о главных смысловых сюжетах конференции, следует упомянуть о том, что в ее материалах сформулированы несколько актуальных проблем философского и культурологического образования. Здесь отмечалось, что наше время поставило российское общество перед противоестественным выбором между национальным и общечеловеческим, между “самобытной культурой” и “мировой цивилизацией”. Это сделало важным для отечественного образования укрепление собственных позиций, его традиционных ценностей (доцент, кандидат философских наук О.Ю. Медведева, Екатеринбург). В выступлении на заседании третьей секции доцента, кандидата философских наук Л.В. Епиной в качестве наболевших проблем выделялись разрыв в содержании программ философско-культурологической подготовки в системах “школа — вуз”, низкий уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов, отсутствие умения работать с текстом, несогласованность  действий основных субъектов учебно-воспитательного процесса. Все это мешает реализации принципа преемственности философского и культурологического образования. Альтернативой негативным явлениям в сфере практической педагогики выступает опыт интегративного подхода к обучению в системе дополнительного образования,  которым поделился преподаватель Детского юношеского центра Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Е.К. Нагорных. В рамках организованного педагогом-энтузиастом клуба был создан разновозрастной коллектив школьников, занимающихся в свободное время живописью, туризмом, краеведением, театральными постановками и т.д. Подобная практика вновь напоминает о теоретической проблеме учителя-универсала. Об этом на заседании секции состоялся интересный разговор.               

В кратком отчете трудно найти место для рассказа о всех даже самых ярких выступлениях: доклады и тезисы составили два тома общим объемом в 55 печатных листов. Подчеркнем напоследок, что все участники конференции так или иначе обращались к мотивам творчества И.Я. Лойфмана, отмечали яркие черты его личности, в особенности его педагогический талант. Своеобразный зачин этой темы сделал известный политик, один  из спонсоров конференции, выпускник философского факультета Г.Э. Бурбулис. Свое ностальгическое выступление на пленарном заседании он посвятил не теории, но собственно юбиляру. На секционных заседаниях вспыхивали споры об эволюции взглядов Учителя, а закончилась конференция торжественным чествованием “ректора невидимого колледжа” и веселым капустником, где довольно солидные люди с юношеским задором читали посвященные виновнику торжества стихи и прозу, исполняли драматические сцены, пели песни и частушки.


Ю. МИРОШНИКОВ, доктор философских наук
Материал подготовлен по
отчетам организаторов
конференции доцента,
кандидата философских наук О.В. Коркуновой,
доцента, кандидата
философских наук М.А. Фадеичевой,
доцента, кандидата философских
наук Л.В. Епиной и на основе личных впечатлений.


 


Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

19.02.03

 

 Рейтинг ресурсов