Вокруг "Шинели" Гоголя

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


Недавно на кафедре философии Института философии и права УрО РАН состоялась презентация книги «Феномен «Шинели» Н.В. Гоголя в свете философского миросозерцания писателя», подготовленной коллективом уральских философов и филологов.  Состоявшийся при этом обмен мнениями показал плодотворность наметившейся в последнее время интеграции в исследованиях представителей различных дисциплин, в данном случае — для освоения богатейшего культурного потенциала русской литературы.

В представлении и обсуждении книги приняли участие ее соредакторы — заведующий кафедрой философии ИФиП, доктор философских наук Ю.И. Мирошников и доцент кафедры русской литературы УрГУ, кандидат филологических наук О.В. Зырянов, авторы, екатеринбургские ученые и литераторы.


Иллюстрация В.Зелинского.Монография подготовлена в преддверии 160-летия со дня издания повести «Шинель» и 150-летия со дня смерти писателя.  Как отметил О.В. Зырянов, «Шинель» — это последнее художественное произведение Н.В. Гоголя, подводящее итог всему творчеству писателя.  Уникальность этого текста в том, что он позволяет применить самые разные приемы анализа — от философского, герменевтического и феноменологического до филологического и семиотического.  К примеру, герменевтический подход позволяет интерпретировать процесс постижения смысла произведения как серию многочисленных поворотов ключа в ларчике, скрывающем в себе некую вечную, подлежащую осмыслению идею.  Проблему для исследователей, таким образом, представляла сама многомерность повести.  Однако, по словам одного из авторов, Л.С. Чернова, работа шла достаточно последовательно — сначала доклад, его обсуждение, затем статья и, наконец, глава в книге.  Е.А. Жуков и А.И. Савенков, так же представители авторского коллектива, подчеркнули обусловленность методологического разнообразия в изучении наследия Гоголя духовной насыщенностью его произведений.

Подводя итог выступлению авторов, Ю. И. Мирошников указал на то, что книга — первый за последние годы опыт объединения усилий философов и филологов, обусловленный феноменом литературоцентричности русской культуры, когда философские и художественные аспекты отдельного произведения дают новую смысловую целостность.  Поэтому анализ текстов сугубо художественными, или сугубо философскими методами оказывается неадекватным, неполным, а следовательно и необъективным, зато по-новому продуктивным становится применение методов смежных областей знания.               

Зав. кафедрой русской литературы УрГУ доктор филологических наук Г. К. Щенников говорил о том, что в его понимании исходной посылкой книги является утверждение о Гоголе-романтике.  Романтизм нельзя ограничивать хронологическими рамками первой трети XIX века, а нужно рассматривать как особый тип духовности, который в скрытом виде долгое время существовал в русской литературе как элемент реализма, и этот феномен еще ждет подробного исследования. О месте и значении романтизма в русской литературе, в том числе и современной, говорил также писатель В. Воробьев.

Иллюстрация В.Зелинского.По замечанию ректора Уральского гуманитарного университета доктора философских наук Л.А. Закса, актуальная сама по себе работа по соединению философского и филологического подходов применительно к анализу текста художественного произведения все еще остается большой проблемой. По его мнению, не все главы книги получились в равной степени убедительными. Так, тексты философско-культурологической направленности недостаточно доказательны филологически; более глубокого подхода требует оценка как религиозности произведения, так и мировоззрения его автора во всей полноте.  Феномен юродства Гоголя (Ч. I, гл. 3) рассматривается в монографии под религиозно-христианским углом зрения, хотя здесь больше бы пригодился подход, ориентированный на объемность ценностного видения мира, предполагающего единство духовного и телесного, юродства (аскезы) и карнавальности (полноты чувственной жизни). В отношении религиозно-православной доминанты книги доктор физико-математических наук В.Ю. Ирхин заметил, что творчество Гоголя трудно ограничить рамками православия, не затронув и другие мотивы иудео-христианской традиции.  Поэтому необходимо более тщательное текстологическое сопоставление повести «Шинель» и Библии.

Со своей оценкой как самой книги, так и значения подобного коллективного многоаспектного исследования выступили также Э.А. Поляк, В.Т. Маклаков, Е.К. Созина, Н.В. Бряник, секретарь Толстовского общества А.Б. Грамолин, докторант Хабаровского технического университета Ю.И. Прохоренко,  признавший, что подобным путем сближения литературы и философии можно восстановить связь времен и действительно «выйти к человеку, которого современная западная философия, похоже, потеряла».

В заключительном слове Ю. И. Мирошникова прозвучала мысль о необходимости выработки в дальнейшем более тонкого и совершенного исследовательского инструментария для достижения действительно прочного сплава художественного и философского подходов в анализе литературного произведения. Он выразил уверенность, что данный проект при соответствующей финансовой и организационной поддержке вполне мог бы выйти на региональный уровень и внести свой вклад в дело духовного возрождения страны.


В.Д. Толмачев, старший преподаватель 
кафедры философии Института философии
и права УрО РАН.
Иллюстрация В. ЗЕЛИНСКОГО
 


 



Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

23.04.03

 Рейтинг ресурсов