"Город, виденный когда-то, упомянутый в стихах..."

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


Накануне закрытия сезона екатеринбургский Дом ученых порадовал своих завсегдатаев еще одним вернисажем. 16 мая здесь открылась выставка, посвященная 280-летию города. Общая тема объединила 13 участников: фотография и акварель, пастель и масло, разнообразие не только материалов и жанров, но и настроения, мироощущения. Город — в подробностях и дымке, в смене времен года, в причудах погоды, в потоке времени…               

По части зрелищности, изобразительной яркости главенствовала, пожалуй, фотография. Рядом с зарисовками Д. Ворощука, А. Доманцевича, А. Скрипова — весьма концептуальные городские «натюрморты» Э. Поленца, умеющего приоткрыть для зрителя как бы тайную жизнь… даже не предмета, а поверхности, фактуры, света и цвета: микроэпизоды, микродиалоги, сопутствующие нам в урбанистическом пространстве, но зачастую остающиеся незамеченными. В. Гудков, снимая якобы городской пейзаж в необычном ракурсе и при необычном освещении, на самом деле «останавливает мгновение» внутренней жизни человека, видящего этот пейзаж именно так, именно таким. Автору свойственно ипрессионистическое восприятие: внимание к мимолетному впечатлению, настроению. И строчки стихов, сопровождающие его работы, — не столько названия, сколько те же оттенки переживания и размышления, но выраженные в слове. Мне больше всего понравилась серия фотографий Е. Пушкарева «В осеннем парке городском…»: с такой бережностью и трепетным восхищением запечатлено на этих листах утро первого снега. Если В. Гудков прибегает к лирически-философскому обобщению, то у Пушкарева царит «бог деталей». Он в мельчайших подробностях воспроизводит снежное кружево, всю игру оттенков белого на белом, сохраняя — дыхание, свежесть, хрупкость, ощущение сказки. Как бы в противовес, ему же принадлежат очень стильные, гротескно-плоскостные снимки… ярко покрашенных городских урн, которые, оказывается, можно увидеть (и показать нам!) как этакий забавный акцент. Любительские фотоснимки И. Дерягиной привлекают непосредственностью, естественностью эмоции. Автор дополняет их стихами, которые можно предпослать и выставке в целом:

Виват тебе, мой Екатеринбург!
Средь копей яшмовых и изумрудных
Рожденный град, мой брат, мой давний друг
В дни радостей и испытаний трудных…

У живописцев — своя нота, свой подход. Акварель — это мягкий, благородный колорит, легкость и прозрачность, за которыми на самом деле стоят точность и виртуозность. Так пишет уральский деревенский пейзаж Н. Степанычева, находя именно те краски и сочетания полутонов, которые свойственны нашему ландшафту. И узнаваем, и в то же время волшебно преображен зимним закатом всем знакомый вид у Г. Тележниковой («Краснолесье. Рождественский вечер»). Т. Рудницкая выставила несколько работ маслом и пастелью. Кажется, струится, поет солнечный свет, пронизывающий лазурь неба и белизну березовых стволов на ее картине «В Юго-западном лесопарке. Зима».

Но, при всем обилии впечатлений от самой выставки, вечер ее открытия — это еще и общение друзей, обмен мнениями, музыка и фуршет, выступления поэтов. Свои стихи читали Л. Юшина, О. Гырдасова, Е. Апкаримова, И. Дерягина. Образны, выразительны лирико-иронические стихо-новеллы А. Пономарева. О. Скрипова поет свои стихи под гитару. Не называю их песнями только чтобы подчеркнуть: стихи Ольги хороши без всяких скидок, сами по себе музыкальны, как тонкие психологические зарисовки, где жизнь сердца вписана в городское пространство: всегда рядом, всегда в помощь — «город, виденный когда-то, упомянутый в стихах…»

Один на всех, этот город у каждого — свой. Тем и удивителен. Тем и независимо прекрасен.  





Е. Изварина
Фото:  А.Н. Доманцевич. Вещий сон великой княжны Анастасии;
Е.В. Пушкарев . Добро пожаловать, или Русский экстрим.


 



Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

21.07.03

 Рейтинг ресурсов