Дайджест

ПЕРСПЕКТИВЫ ГОЛОВОКРУЖИТЕЛЬНЫ…

Революцией в биологии называет журнал “Нью сайентист” эксперименты американских исследователей из университета Пенсильвании, впервые в мире сумевших вырастить из стволовых клеток мышиного эмбриона полноценную яйцеклетку. Искусственно созданная в лаборатории, она ничем не отличается от естественных “потенциально-материнских” клеток, возникающих в организме самки мыши. Удивительней всего, что лабораторные яйцеклетки удается получать как из “женских”, так и из “мужских” стволовых клеток мышиных эмбрионов. Почти одновременно с достижением американцев не менее сенсационная весть пришла из Японии. В Институте биологии в Токио группе ученых во главе с Тошаки Носе удалось получить из подобных же стволовых клеток…мышиную сперму. Следующие шаги исследователей по обе стороны океана уже намечены: во-первых, попытаться оплодотворить искусственно полученную яйцеклетку нормальной спермой мыши, а во-вторых, испытать сперму, полученную в Токио: сможет ли она оплодотворить естественную яйцеклетку. Если в результате этих экспериментов родятся нормальные мышата, настанет черед решающего опыта: сотворенная в Пенсильвании яйцеклетка “встретится” с токийским “генным раствором”. Коллеги предрекают, что достичь успеха будет нелегко: предстоит решить ряд сложных проблем. Но нет сомнений, что появление “рукотворной мыши” откроет дорогу попыткам лабораторно создать человеческую яйцеклетку и соответствующее “мужское вещество”. Перспективы поистине головокружительны…

“ВИНОВНО”
ЛИ  СОЛНЦЕ?

А не вносит ли Солнце свою лепту в начавшееся глобальное потепление? Ричард Уилсон, американский астроном из Колумбийского университета, отвечает на этот вопрос утвердительно. По его наблюдениям, наше светило за последние двадцать лет стало на 0,1% ярче. Такие выводы на руку противникам Киотского протокола: ведь если в потеплении “виновно” Солнце, то так ли важно сокращать выбросы парниковых газов? Однако большинство астрономов Америки считают заключения Уилсона “поспешными”. Анализ данных со спутников говорит пока о стабильности солнечного излучения, при всех цикличных колебаниях. Нужны годы и годы тщательных наблюдений, чтобы окончательно убедиться, не стало ли Солнце “разогреваться”.

По материалам «New Scientist»

УЦЕЛЕВШИЕ!

Те, кто думает, что в катастрофе “Колумбии” никто не уцелел, ошибаются. При сборе обломков был обнаружен контейнер с живыми, бодро извивающимися червями Caenorhabditis elegants, герметично помещенными в шести отдельных канистрах. Ученые полагают, что это уже четвертое или даже пятое поколение  первоначальных червей, взятых на борт “Колумбии” для исследований.

«РЕЗИНОМЕТАЛЛ»

“Резинометаллом назвали новый сплав, созданный в исследовательском центре японской компании “Тойота”. По словам руководителя проекта Такаши Сайто, этот “суперсплав”, в состав которого входят титан, ниобий, тантал, цирконий и кислород, уникален на атомном уровне и не укладывается в рамки существующих научных представлений. Поразительно, что проволоку из “резинометалла” можно растянуть вдвое длиннее первоначальной длины без каких-либо деформаций. При этом сплав сохраняет свои свойства при резких перепадах температур, – от минус двухсот до плюс двухсот градусов Цельсия, что может обещать ему и выход в космос. Партии резинометалла в Японии можно уже приобрести, однако авторы его пока умалчивают, как конкретно удалось создать новый сплав. Причем объясняют это не секретами фирмы, а тем, что необходимо еще раз все перепроверить. Исследователи заявляют, что их работа даст начало новому поколению сплавов.

К  ПЛУТОНУ

НАСА приняло решение направить автоматическую станцию на окраину Солнечной системы, к Плутону. Старт намечен на 2006 год. А Плутона космический посланец достигнет в 2015.

ЧЕРЕЗ НОС,
БЕЗ УКОЛА

Норвежская компания “OptiNose” запатентовала устройство для введения вакцин и лекарств через нос – на него плотно надевается нечто вроде колпачка. Внутри колпачка – тоненький патрубок-наконечник, входящий внутрь ноздри. Через этот наконечник и вводится лекарство, причем под таким давлением, что, попадая в носовую полость, оно быстро всасывается в кровь. Никакой боли пациент не чувствует. Компания уверяет, что “носовые инъекции” облегчат жизнь многим – особенно тем, кто болен диабетом.

По материалам «New Scientist»

ТРЕВОЖИТСЯ
И ЕВРОПА

От “утечки мозгов” страдает не только наука России — похожие жалобы слышатся и в Европе. В недавнем докладе Европейской Комиссии говорится, что три четверти  молодых научных работников, отправляющихся за океан на стажировку или для получения ученой степени, в Америке и остаются. Всего же в научные центры США перебрались десятки тысяч выпускников европейских университетов, – одних британских ученых там работает около 30 тысяч. Соединенным Штатам удается “всасывать” научные кадры из-за рубежа не только благодаря более высокой оплате и лучшей оснащенности лабораторий. Как выразился один физик: “Американцы не боятся рисковать в науке”. И на базе свежих идей и открытий новые фирмы возникают куда оперативней, чем в Европе. Впрочем, и Европейский Союз принимает меры, чтобы остановить “утечку мозгов”. Планируется уже в следующем году дополнительно инвестировать в развитие науки полтора миллиарда евро, расширить систему грантов и начать создание новых научных центров.

«ПРЕВЗОШЛО ОЖИДАНИЯ»

“Найденное превзошло все наши ожидания”, – так комментировали датские ученые из университета Копенгагена результаты своих исследований вечной мерзлоты в Сибири у побережья Ледовитого океана. В разных точках тундры бурились скважины до 31-метровой глубины, и в извлеченных образцах древней мерзлоты были обнаружены вполне сохранившиеся “носители генетической информации”. А конкретно – ДНК десятков видов деревьев, кустарников, мхов и трав, многие из которых произрастали в этих местах 300 — 400 тысяч лет назад. Более того, найдены ДНК восьми видов млекопитающих, включая мамонта и овцебыка, чей возраст – до 30 тысяч лет. Причем сохранность обнаруженных образцов ДНК подтверждена дальнейшими исследованиями в Биомолекулярном центре в Оксфорде. Чтобы исключить опасения, что сам процесс бурения несет опасность контаминации, участники экспедиции специально наносили на “заглубляемое” буровое оборудование штаммы некоторых бактерий. И то, что в извлеченном грунте этих штаммов не обнаруживалось, – подтверждало, что никакой контаминации не было. Ученые считают, что их находки в принципе дают возможность воссоздать экосистемы, существовавшие тысячелетия назад. Хотя сделать это будет, конечно, нелегко.

«ГДЕ  ЖЕ  ОНИ?»

“Где же они?” (Where is Everybody?) – так называется вышедшая в Лондоне книга Стивена Вебба, посвященная, увы, все так же безрезультатным поискам инозвездных цивилизаций. Быть может, далекие инопланетяне вовсю нам сигналят, но мы еще не в силах различить их “голоса” в потоках космических излучений? Или наш мир так уж устроен (кем, спрашивается?!), чтобы внушить нам “иллюзию пустоты Вселенной”? А может, мы сами и есть инопланетяне, если верить, что Земля была “засеяна” спорами жизни из неведомых космических далей? Предлагая читателям множество подобных “может быть”, автор, однако, в конце склоняется к мысли, что, вероятней всего, мы действительно одиноки в мироздании. Рецензируя эту книгу, журнал “Нью сайентист” напоминает полные иронии слова ученого и фантаста Артура Кларка: “Уверен, что Вселенная полна разумных существ, – просто они слишком цивилизованны, чтобы захотеть общаться с нами”.

ВОЛЧЬЯ  ПРОБЛЕМА

Восемь лет назад, когда волков в Соединенных Штатах почти не осталось, власти приняли меры по восстановлению популяции серых хищников в Йеллоустонском национальном парке, и даже содействовали волчьей миграции из Канады. Но сегодня волков в стране насчитывается около четырех тысяч, участились их нападения на фермерские стада, и Управление охраны природы (Fish and Wildlife Service) лишило волчье племя статуса “находящегося в опасности” (endangered). Это позволяет убивать покушающихся на скот хищников, что ранее запрещалось. Однако экологи встали стеной на защиту волков, заявляя, что их слишком мало для такой большой страны, и к тому же им оставлено “лишь 2% их исторической среды обитания”. Защитники природы требуют восстановить популяции серых хищников в Калифорнии и ряде других регионов и вообще вернуть волкам их “экологическую роль”. Если же “статус волков” будет еще более понижен и право решать их судьбу предоставят властям штатов ( а к этому, похоже, идет), экологи грозятся подать в суд на Управление охраны природы.

По материалам журнала