О слабых и сверхслабых полях


1 — 4 июля в С.-Петербурге состоялся III международный конгресс «Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине», в котором автору настоящих заметок посчастливилось принять участие. Первый и второй конгрессы аналогичного содержания состоялись в С.-Петербурге в 1997 и 2000 г. соответственно. И вот с завидной регулярностью  - III Конгресс. Для нынешних времен это не очень обычно и с самой лучшей стороны характеризует его организаторов. Нынче здесь были представлены 346 докладов, распределенных на два пленарных заседания, философский клуб «Форум идей», где рассматривались различные подходы к диалектике познания, и четыре тематических симпозиума: «Роль воды в реакции биосистем на физические и химические факторы низкой интенсивности», «Модели и механизмы действия слабых факторов на молекулярном и клеточном уровнях», «Слабые воздействия на организменном и популяционном уровнях и устойчивость жизненных процессов в биосфере» и «Новые технологии профилактической и восстановительной медицины». Прошел также рабочий семинар «Опыт применения ДЭНС-терапии в медицинской практике».

Соорганизаторами III конгресса выступили РАН, РАЕН, национальные академии наук Украины и республики Беларусь, С.-Петербургский научный центр, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ). Работа двух предшествующих конгрессов носила в основном информационно-дискуссионный характер: констатирующие решения, как правило, не принимались, хотя определенная нужда в таких решениях, видимо, есть. Рассмотрим это на примере обсуждения вопросов, связанных с обоснованием структурирования жидкой воды. Статус этой проблемы от конгресса к конгрессу повышался: на первом — только круглый стол; на втором — конференция; на третьем — симпозиум и круглый стол.

Предшествующее десятилетие можно характеризовать как период непрерывного роста интереса к структурным особенностям жидкой воды. В 2003 г. на научных собраниях в независимых друг от друга подходах подтверждено структурирование жидкой воды. Выборочно отразим это по материалам III конгресса. Особенно любопытно признание, содержащееся в тезисах доклада всегда осторожной и сомневающейся профессора Е.Б. Бурлаковой с сотрудниками (Москва, Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН), известной своими работами в области эффектов малых доз токсических веществ и излучений. Согласно современным представлениям, «вода представляет собой структурированную жидкость и, возможно, является матрицей переноса регуляторного сигнала, а малые концентрации перекиси водорода — это внутриклеточный мессенджер, проводящий этот сигнал». Это признание ценно тем, что оно сформировалось на основании биофизическо-химических экспериментов с инкубированием микроколичеств воды в мембранные биообъекты и определением микровязкости липидного биослоя мембран методом ЭПР-спектроскопии с использованием парамагнитного зонда с контролем на пробах мембран без добавления воды.

В целом структурирование жидкой воды вплоть до образования ею полимерных форм получило на III конгрессе существенные подтверждения. Более того, это взято за основу при решении целого ряда глобальных и прикладных проблем (профессор В.Я. Антонченко, Киев; Л.А. Дайнаускас, Каунас; Ю.С. Пименов, Самара; доктор биологических наук С.В. Зенин, Москва).


Э. ПОЛЯК



 

18.09.03

 Рейтинг ресурсов