"Ведь это наши горы..."


Полевой сезон в Институте геологии и геохимии УрО РАН официально начинается в июне. Хотя нередко некоторые группы выезжают уже в мае, если есть такая необходимость. В последние годы доброй традицией стало открывать полевые работы с экскурсий, которые проводятся в рамках чтений, посвященных памяти академика А.Н. Заварицкого. Так было и нынче.

Полевой сезон - 2003.   Геологическая экскурсия существенно отличается от туристической. Нельзя просто посадить народ в автобус и повезти в горы, выбрав место с красивой природой. К такому мероприятию нужно тщательно готовиться. Выбранный демонстрационный объект должен быть уникальным во многих отношениях. Он должен быть интересен для большинства участвующих в экскурсии специалистов, а содержащаяся в нем информация —быть доступной без какого-либо оборудования, пусть и походного. Кроме того, в окрестностях Екатеринбурга не так просто найти крупные скальные обнажения, которые давали бы полное представление о том или ином геологическом событии или комплексе пород.               

Для участников нынешних чтений оргкомитет подготовил два объекта. Это метаморфические комплексы близ города Верхний Уфалей и магматические породы в позднепалеозойских осадочных последовательностях на восточном  склоне Урала в районе Каменска-Уральского. Специально к нынешним чтениям был издан путеводитель, авторами которого стали не только маститые члены Академии, но и молодые ученые. Гости чтений остались довольны увиденным и благодарны организаторам.

С заместителем директора Института геологии и геохимии УрО РАН, доктором геолого-минералогических наук Андреем Викторовичем Масловым мы встретились в середине августа – в самый разгар полевого сезона.

— Андрей Викторович, сколько отрядов на данный момент находится в поле, сколько вернулось, кто собирается, сколько экспедиций будут проводить полевые исследования этим летом?

— Сейчас работают 8 отрядов. Всего же в поле к настоящему времени уже выезжало 17 отрядов и предполагается, что в конце августа — начале сентября в экспедиции соберется выехать еще 5 — 6 отрядов. Обычно полевые исследования у нас проводят 20 — 24 отряда. Нынешний сезон по этому показателю не будет существенно отличаться от предыдущих.          

— Можно сказать, что все, у кого была необходимость провести полевые исследования, получили такую возможность?

— Да, включая аспирантов.

— Значит с финансированием все в порядке, и времена, когда не было денег на бензин, новые палатки и полевое довольствие канули в лету? Из каких источников поступают средства на полевые работы?

— Мы надеемся, что самые худшие времена в прошлом. Конечно, на безбедную жизнь денег недостаточно, однако Президиум УрО РАН понимает важность проведения полевых исследований и ежегодно изыскивает для этого средства. Финансирование, поступающее от Президиума, составляет 75 — 80 процентов от нашего сводного плана. Процентов 10 — 12 поступает по полевому гранту РФФИ. Те же сотрудники, которые имеют индивидуальные исследовательские гранты РФФИ (а у нас в институте таких грантов 11), также могут использовать какую-то их часть  на проведение экспедиций, что делается у нас регулярно. Бензин мы экономим. Это стало одной из причин замены парка тяжелых вездеходов ГАЗ-66 на УАЗики – они расходуют в 2-2,5 раза меньше бензина. Последние несколько лет в рамках целевых экспедиционных расходов мы покупаем по два УАЗика и практически полностью обновили автопарк.

Постепенно приобретаем хорошие импортные палатки, рюкзаки, коврики, спальные мешки. Во всяком случае, от рваных брезентов мы уже избавились. Не знаю, стоит ли упоминать, но в этом году заказали в фирме «Век»  вкладыши к спальникам, так что точно не бедствуем …

— Понятно, что о результатах говорить пока рано, они будут обрабатываться, анализироваться. Расскажите пока вкратце — кто, куда и с какой целью ездил.               

— Первыми в поле на Южный Урал поехали сотрудники лаборатории петрологии магматических формаций (заведующий — доктор геолого-минералогических наук Г.Б. Ферштатер). Там, в окрестностях города Белорецка, они проводили крупномасштабное картирование и опробирование ультраосновных пород массивов Крака, представляющих реликты древней океанической коры. Условия формирования океанической коры кардинально отличаются от того, как образуется кора континентов, обладающая мощным гранитным слоем. В океанах гранитного слоя нет. После того как океан закрывается (или, как говорят геологи, «захлопывается»), океаническая кора либо наползает на край континента, либо погружается под него. Есть и третья точка зрения на генезис массивов Крака. Ряд исследователей считает, что они образовались в крупном рифтовом поясе, напоминавшем современную Восточно-Африканскую рифтовую зону. Сейчас история формирования массивов Крака и связанного с ними хромитового оруденения представляет большой интерес для геологов Урала и России. 

Параллельно с экспедиционными работами по бюджетной тематике ведутся исследования по региональным и межрегиональным программам. Специально для участников интеграционного Урало-Сибирского проекта, который финансируется и президиумом Уральского отделения и президиумом Сибирского отделения РАН, сотрудниками лаборатории стратиграфии и палеонтологии под руководством члена-корреспондента РАН Бориса Ивановича  Чувашова была подготовлена экскурсия по эталонным разрезам девонских  карбонатных отложений в районе Североуральска (это знаменитый Северо-Уральский бокситоносный район, СУБР) и опубликован ее путеводитель.            

Нынче участники проекта работали на уральских разрезах, а следующим летом полевые исследования пройдут на территории Сибири. Мы смогли продемонстрировать интереснейшие обнажения в СУБРе — базе уральской алюминиевой промышленности. Там сохранились хорошие геологические кадры, и совместная работа на разрезах оказалась полезной и для них.  

Интересно, что наряду с почти восторженными отзывами об экскурсиях, сибиряки оказались перед проблемой выбора сопоставимых по представительности объектов на своей территории к следующему лету.

Тесные связи с производственниками из «Лукойл-Западная Сибирь» установились при выполнении совместного с ними другого интеграционного проекта, в котором участвуют специалисты нашего института (академик В.А. Коротеев, доктор геолого-минералогических наук К.С. Иванов и др.), Института геофизики УрО РАН (доктор геолого-минералогических наук В.В. Кормильцев и др.) и Уральской горной академии (кандидат геолого-минералогических наук В.Ф. Федоров и др.), направленного на решение  проблемы восточной границы Уральского складчатого пояса. От того, где провести эту границу и как ее привязать к конкретным геологическим структурам, в существенной мере зависят подходы к нефтегазовому районированию, к оценке перспективности различных типов ловушек нефти и газа. Добыча нефти на территории Западной Сибири началась с Шаимского нефтегазоносного района. Поэтому изучение геологии, истории формирования этого района имеет не только фундаментальное, но и актуальное прикладное значение.

Лаборатория палеовулканизма и региональной геодинамики (заведующий академик В.А. Коротеев) готовит несколько путеводителей к крупному  всероссийскому симпозиуму по палеовулканологии и вулканологии, который состоится в Екатеринбурге в первой декаде сентября и будет сопровождаться полевыми экскурсиями на Среднем и Южном Урале. Свое участие в работе  симпозиума уже подтвердили известные специалисты со всех концов России и ближнего зарубежья. Мы предполагаем, что это будет очень крупное и весомое мероприятие. 

— А лаборатория литологии, которой вы заведуете, куда-то выезжала?               

— В середине июня сотрудники лаборатории выезжали на Южный Урал для отбора образцов кремней с микрофоссилиями — микроскопическими древними организмами, которые позволяют достаточно точно датировать очень древние породы (от 2 — 2,5 млрд. лет). С нами был профессор из Южнокорейского национального университета (город Тэйгу), Ли Сень-Джо. Он собирает кремни с микрофоссилиями по всему миру, а мои коллеги хорошо знают наиболее представительные разрезы карбонатных пород рифея Башкирского мегантиклинория и обстановки формирования этих осадочных толщ. Активное общение со специалистом другой школы (профессор Ли Сень-Джо учился в США), взгляд на обнажения с разных точек зрения с молотками в руках очень полезны в науке.

Сейчас мы готовим демонстрацию разрезов карбонатных пород нижнего и среднего рифея, расположенных в Бакало-Саткинском районе Челябинской области, и локализованных в них уникальных месторождений магнезитов и сидеритов к международной рабочей встрече в рамках проекта МПГК ЮНЕСКО «Тальк и магнезит», которая пройдет в ИГГ УрО РАН в конце сентября — начале октября. Занимается этим кандидат геолого-минералогических наук М.Т. Крупенин, член российской рабочей группы этого проекта. 

Во второй половине июля мы провели двухнедельный сплав по реке Усьве, продолжая работы по изучению условий формирования вендских отложений («Наука Урала» об этом в прошлом году уже писала). Собрали дополнительную коллекцию мягкотелых организмов, нашли много новых следов жизнедеятельности, но главное — получили новый материал по седиментологии вендских отложений Среднего Урала, что позволит сопоставить их и с одновозрастными образованиями и Вычегодского прогиба и Мезенской синеклизы и Южного Урала. По реке Сылвице в поисках эдиакарской фауны в начале июля с нами сплавлялся 19-летний студент из Кембриджского университета Том Мастилл. Он, конечно, воспринимал пребывание в России как экзотическое приключение, но тем не менее это очень показательно – на Урал теперь можно ездить на практику и из Великобритании…           

— Для вас это просто работа, необходимая, но обычная, и никакой экзотики?               

— Конечно, хотя, по большому счету, сплавы и для нас экзотика. Но мы здесь живем, Средний и Южный Урал – это наша привычная рабочая территория. И хотя мы проводим здесь работы уже не одно десятилетие, от этого Урал не становится менее интересным, скорее наоборот.


Полевой сезон - 2003.   Полевой сезон - 2003.

Т. ПЛОТНИКОВА



 

19.09.03

 Рейтинг ресурсов