Двухсотлетие химической атомистики

В 1802–1804 гг. частный преподаватель химии и математики, секретарь Манчестерского литературно-философского общества, Джон Дальтон открыл закон парциальных давлений газов, зависимость расширения газов при постоянном давлении от температуры, закон кратных отношений. Он выдвинул и обосновал основные положения химической атомистики, ввел фундаментальное понятие атомного веса; составил первую таблицу относительных весов водорода, азота, углерода, серы и фосфора; предложил систему знаков для обозначения атомов и молекул (по Дальтону — сложных атомов). Эти свершения удивительно состыковались с законами сохранения вещества (Ломоносов, Лавуазье), постоянства состава (Пруст), законом эквивалентов и понятием стехиометрии (Рихтер). Благодаря открытиям Дальтона атом и молекула перестали быть чисто умозрительными понятиями, «материализовались». Химические лаборатории стали тем местом, где атомы и молекулы оказалось возможным, что называется, «пощупать». Любопытно, что достаточное количество обывателей было готово за это платить. Из литературы известны платные лаборатории, руководимые ведущими химиками своего времени — Жераром, Либихом, Зининым, Энгельгардтом, Кекуле и др. Открытия Дальтона в некотором роде освятили развитие химии в XIX в.

Джон Дальтон (1766–1844) был сыном ткача и систематического образования не получил. С четырнадцатилетнего возраста он работал помощником учителя и в дальнейшем всю жизнь занимался преподаванием (школа в Кайдале и новый колледж в Манчестере, частное преподавание химии и математики). В юности Джон Дальтон интересовался метеорологией и занимался журналистикой. В 1794 г. он вступил в Манчестерское литературное и философское общество, и вся его дальнейшая научная деятельность была связана с этим обществом. Открытия  Дальтона были столь убедительны и востребованы, что, несмотря на формальное отсутствие образования, он в 1822 г. стал членом Лондонского Королевского общества, а в 1832 был избран почетным доктором Оксфордского университета. Джон Дальтон избирался членом многих академий и научных обществ. Признание трудов сохранилось и после его кончины. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» отмечал,  что «...новая эпоха начинается в химии с атомистики (следовательно, не Лавуазье, а Дальтон — отец современной химии)». Думается, что классик марксизма напрасно противопоставляет друг другу классиков химической науки: их открытия органично связаны между собой. Впрочем, у Ф. Энгельса, вероятно, были чисто классовые причины не питать особых симпатий к А. Л. Лавуазье, закончившему жизненный путь на революционной гильотине.

В 1896 г. английские ученые Роско и Гарден частично опубликовали дневник Дж. Дальтона, из которого следует, что 6 сентября 1803 г. он впервые предложил новую символику для обозначения атомов в виде кружков (для первых пяти элементов — водорода, углерода, кислорода, азота и серы). В тот же день на основании закона простых кратных отношений Дальтон впервые вычислил для названных пяти элементов приблизительные относительные атомные веса. В 1903 г. в Англии праздновалось столетие этого великого открытия. Манчестерское литературное и философское общество в письме от 17 апреля 1903 г. сообщило Д.И. Менделееву, что празднование столетия дальтоновской атомной теории состоится 19–20 мая, и приглашало его прибыть на это празднование.

Д.И. Менделеев в 1903 г. возглавлял Русское физико-химическое общество, 135-летие которого будет праздноваться в этом году (подробно об основании РФХО см. в материале «О чем поведал старый снимок», НУ, 2002, N18). В 1903 г. РФХО состояло из двух отделений: физического и химического. Первое возглавлял И.И. Боргман, а второе — Н.Н. Бекетов, непременным секретарем был В.Е. Тищенко. С точки зрения оценки значимости открытия Джона Дальтона интересно познакомиться с содержанием документов, вышедших из-под пера вышеназванных ученых в связи с празднованием юбилея в Манчестере. (Документы приводятся по монографии: Кедров Б.М. Мировая наука и Менделеев. —  М.: «Наука», 1983. С. 150–152.)

В.Е. Тищенко (1861–1941 гг., с 1906 г. — профессор химии Санкт-Петербургского университета, с 1935 — действительный член АН СССР):

«Многоуважаемый Дмитрий Иванович!

С согласия авторов посылаю Вам два проекта телеграммы в Манчестер. На мой взгляд, проект И.И. Боргмана лучше, но для телеграммы, пожалуй, длинен. Не найдется ли у вас свободного времени посмотреть их и в случае надобности сделать какие-нибудь изменения? Об английском переводе я позабочусь. Телеграмму за подписью почетных и очередных председателей, а если надо, и секретарей обоих отделений, пошлю 3-го мая. Празднование будет 6-го мая по нашему стилю. Посланный придет к Вам за ответом, когда Вы назначите.

Искренне преданный вам В. Тищенко»

Проект Н.Н. Бекетова (Бекетов Н.Н., 1827–1911 гг., академик Санкт-Петербургской АН с 1886 г., профессор химии Харьковского университета с 1855 г.):

«Русское физико-химическое общество с величайшей готовностью присоединяется к чествованию великого основателя атомной теории Джона Дальтона.

Русские ученые с глубокой благодарностью вспоминают ту важную роль, которую играло открытие Дальтона в развитии химии. Оно поставило учение об атомах на реальную почву и этим дало возможность ясно представить и химические процессы, и строение химических соединений. Одним словом, оно поставило химию в ряд точных наук, и дальнейшее развитие науки, основанное на открытии Дальтона превратило химию в учение об атомах».

Проект И.И. Боргмана (Боргман И.И., 1849–1914 гг., с 1855 г. — доцент, а затем профессор физики Санкт-Петербургского университета, ректор):

«Русское физико-химическое общество горячо приветствует Манчестерское литературно-философское общество с исполнившимся столетием возникновения в стенах Манчестера славной атомистической теории. Основная идея этой теории, зародившаяся среди греческих философов, в течение двух тысячелетий туманно рисовавшаяся в сознании ученых, впервые воплотилась только благодаря работам Дальтона в конкретные образы. Атомистическая теория Дальтона явилась прочным мостом между двумя основными науками естествознания: физикой и химией, создав почву для счастливого союза этих двух наук, благотворные плоды которого в настоящее время более чем когда-либо становятся очевидными. Она дала возможность ясного представления о строении тел природы и вместе с тем стала руководящей нитью при изучении внутренних процессов в них происходящих».

В Манчестер же ушло более лаконичное послание, составленное Д.И. Менделеевым и содержавшее ничуть не менее превосходные оценки сделанного Дж. Дальтоном открытия: «Понятие об атомах, объединив при посредстве химии всю философию природы, делает имя Дальтона столь славным, что члены Русского физико-химического общества осмеливаются присоединить свой голос к Манчестерскому торжеству в честь основания современного атомизма. Слава Джону Дальтону!»

Э. ПОЛЯК