Деревья, овцы и Кант с Набоковым


"Письмо Р. Рильке".   29 августа в екатеринбургском Доме ученых открылась выставки графики Любови Сахановой «Письма на папирусах». Художник, поэт и философ по образованию, она представила зрителям серию работ, которые как бы являются личной перепиской автора с классиками европейской культуры — Бодрийяром, Гегелем, Шопенгауэром, Гете, Набоковым, Рильке, Пушкиным, Ницше, Фрейдом. В каждом письме обязательно присутствуют овечки и деревья (на открытии Саханова старательно открещивалась от аналогий с романом Х. Мураками, уверяя, что прочла его гораздо позднее, — в самом деле, отчего именно Мураками, а не, скажем, библейские овцы?), но, надо заметить, адресаты по характеру изображения различаются очень точно. Профессиональные искусствоведы от графики Сахановой почти в восторге: «На этот раз Саханова как никогда приблизилась в графике к кодированию поэзии визуальными средствами… «Письма на папирусах» упраздняют банальные понятия пространства, времени, размыкают границы и общаются так, как если бы они, и мы, и все, были всегда и ничего не забыли», — пишет Наталия Ярославцева.

Критики отмечают интеллектуальный характер и определенную сложность выразительного языка художницы. Действительно, для понимания работ надо хотя бы иметь некоторое представление о том, кто такие эти самые Бодрийяр с Достоевским. И тем не менее в изображении Сахановой поле европейской мысли (очевидно, то самое, на котором мы все пасемся) выглядит очень обозримо (нынче принято говорить «визуализация») и достаточно уютно. Это не карта, ибо вряд ли возможна плоская (двумерная) проекция данного поля, и не мозаика, ибо у каждого из нас свои пристрастия, следовательно, и складывать картинки мы будем каждый по-своему. Мне этот цикл напомнил скорее изразцовую печь: с одной стороны, слишком большая и парадная, чтобы вести себя с ней запанибрата ,а с другой — все-таки греет и разглядывать можно всю жизнь.               

Впрочем, наверное, лучше самого автора сказать трудно. Специально для выставки в Доме ученых Любовь Саханова написала небольшой текст, который мы вам предлагаем ниже (в сокращении).


"Письмо З. Фрейду".


А. ЯКУБОВСКИЙ


На иллюстрациях:
вверху - "Письмо Р. Рильке",
внизу - "Письмо З. Фрейду".


ПИСЬМО О ПИСЬМАХ

Все крайне просто. Страсти по собеседникам. Кто наши лучшие собеседники? — Конечно, те, которые далеко. А Великие мыслители далеко так, что приятней собеседника и быть не может. Два удовольствия сразу: пообщался с умным человеком и при этом вроде как и при своем уме остался.

Но, безусловно, не это главное, не ум то есть. Главное — сам процесс общения…               

Возможно, всем этим писателям нравились отнюдь не эти цвета и не эта графическая динамика. Но то, что они мне сообщили, в целом, кажется, имеет именно такой вид. Кстати сказать, глаз автора этих строк всегда ищет банальные голубой и зеленый. Ищет везде и всюду. А в доме совершенно отсутствует голубой (не переношу предметы синего цвета), зеленый же цвет, в основном, только у растений (тоже могущих в любой момент исчезнуть).И множество голубых и зеленых картин… Как понять, какой цвет твой? Тот, который глаз ищет, или тот, что тебя окружает в повседневности?

Точно так же и с линией. Какое дерево было идентично Георгу Гегелю? То, которое любил, или то, которое ненавидел? То, которое посадил, или то, которое не замечал?               

И последнее… «Письма» писались не рукой философа, а рукой художника. Рациональным было только решение написать. Все приоритеты остались за чувством. Даже предварительный список имен случился спонтанно. По всей видимости, на момент сентября 2001 года поговорить хотелось именно с этими людьми. Впрочем, двум ближайшим подругам были также написаны подобные письма.


Любовь Саханова



 

25.09.03

 Рейтинг ресурсов