А в солнечной Бразилии...
нынче было изобилие электрохимиков


Поводом к встрече с сотрудницей лаборатории межфазных явлений Института высокотемпературной электрохимии УрО РАН В.Н. Баталовой послужила ее недавняя командировка в Бразилию, где 31 августа — 5 сентября проходил 54-й съезд Международного электрохимического общества. З3-летний кандидат наук из Екатеринбурга, она стала одной из четырех ученых, представлявших нашу страну на этом самом престижном для электрохимиков международном форуме. Из нескольких десятков стендовых докладов ее сообщение было выбрано в числе пяти наиболее содержательных, и она выступила с ним на своей секции. Я прошу Веру Николаевну поделиться впечатлениями.



Вера Николаевна Баталова.   — Нынешний международный съезд электрохимиков, собравший около 500 ученых из Европы, Азии и Америки, был посвящен роли электрохимии в устойчивом развитии современного общества, а конкретнее, в защите окружающей среды. Роль эта может быть весьма существенной, ведь электрохимические источники тока, которые разрабатываются в частности в нашем институте, — экологически чистые источники энергии. Кстати, для Бразилии экологические проблемы весьма актуальны, что участники форума наблюдали даже визуально. Съезд проходил в городке Сан-Педро, который расположен неподалеку от крупнейшего бразильского мегаполиса Сан-Паулу. Так вот, вдоль Сан-Паулу протекает речка, которую мы сначала приняли за сточный канал, поскольку туда буквально через каждую сотню метров выходят трубы с отходами. Но, конечно, не все так мрачно. Бразилия, как известно, — страна, где «изобилие невиданных зверей», вечнозеленых растений и карнавалов. В сентябре в южном полушарии наступает весна, и там все распускалось и цвело. Участники электрохимического съезда побывали на экскурсии в построенном специально для туристов городе Холамбра, где ежедневно проходит карнавал. Холамбра — город цветов, где можно увидеть, пожалуй, все их мировое разнообразие. На самом съезде также присутствовали элементы карнавала. Так, после научных заседаний участникам представили «мулат-шоу», которое плавно перешло в общую дискотеку, где маститые ученые запросто плясали с темнокожими красавицами в бикини.        

— Как вам удалось выйти, что называется, на мировой уровень?

— Пожалуй, началось все с участия в VII международном Фрумкинском симпозиуме в Москве в 2000 г., где я выступила с устным докладом на английском языке. На этом симпозиуме мне и предложили  стать членом Международного электрохимического общества. Затем я участвовала во Фрумкинских чтениях по электрохимии, проходивших в 2002 г. в МГУ. Тогда я получила премию им. А.Н. Фрумкина для молодых ученых, выиграв всероссийский конкурс на лучшую работу в области теоретической и прикладной электрохимии. Фрумкинские чтения были посвящены двум знаменательным событиям: в октябре 2002 г. исполнилось 107 лет со дня рождения академика Александра Наумовича Фрумкина и 50 лет со времени выхода в свет первой в мировой науке монографии по электрохимической кинетике «Кинетика электродных процессов», написанной А.Н. Фрумкиным, Б.Н. Кабановым, В.С. Багоцким и З.А. Иофой. На чтениях выступали крупнейшие специалисты в области электрохимии. По традиции победителю конкурса предоставляется первое слово. Я сделала доклад на тему «Адсорбция и физико-химические характеристики поверхностей граней монокристаллического золота в расплавленных хлоридах натрия,  калия и цезия в условиях электрической поляризации».

После заседания и застолья вдова А.Н. Фрумкина — Эмилия Григорьевна Перевалова-Фрумкина — пригласила меня к себе в гости, в квартиру, где жил Александр Наумович. Она показала мне его кабинет с неимоверным количеством книг, где все осталось в том же состоянии, что и при его жизни, рассказала, как он работал (очень много и интенсивно, это один из самых знаменитых электрохимиков) и как жил. Первой женой его была Агния Барто, так что я увидела и ее комнату, где также все сохранено в неприкосновенности, и ее коллекцию фарфоровых статуэток и картин. Все это произвело незабываемое впечатление.

И, конечно, очень ценным для меня было то, что представители школы Фрумкина, которые занимаются поверхностными явлениями заряженных границ раздела, отметили мои работы в этой области. Немаловажная роль в этом принадлежит моему руководителю, заведующему нашей лабораторией профессору Виктору Петровичу Степанову, который умеет грамотно поставить перед сотрудником задачу.

В институте Вера Баталова работает с 1995 г. (с перерывом в полтора года, которые провела в Волгограде). Дважды становилась лауреатом институтского конкурса молодежных работ — в 2000 г. (2-е место) и 2002 г. (1-е место). Автор нескольких публикаций в различных изданиях, в том числе в журнале «Электрохимия», который переводится на иностранные языки. Тема ее исследований, поддержанная грантом РФФИ, — низкоиндексные грани монокристалла золота в расплавленных хлоридах щелочных металлов. Баталова изучает межфазные характеристики (поверхностная энергия, поверхностное натяжение) в зависимости от приложенного потенциала  и температуры. Это работа новаторская, никто раньше не изучал поверхностные и адсорбционные характеристики монокристаллов  при высоких температурах.

— Подобные исследования, — поясняет Вера Баталова, — широко ведутся в растворах электролитов. Отсюда и возник вопрос, отличаются ли низкоиндексные грани одного и того же металла при высоких температурах в расплавах электролитов. Конечно, такая агрессивная среда, как расплав, накладывает сильные ограничения на выбор методов исследования границы раздела «твердый электрод – электролит», их круг значительно сужается, и к тому же эти методы трудно реализовать. Но сотрудники нашей лаборатории успешно справляются с этой задачей уже многие годы.   Выбрав два таких метода (метод взвешивания мениска и эстанса), которые удалось приспособить к исследованию поверхности монокристалла, мы приступили к работе. Особое внимание было уделено подготовке монокристаллических электродов, которая включала  лазерную сварку, шлифование, полировку, электрополировку, нагревание в вакууме до высокой температуры и другие трудоемкие операции. Регулярно до и после эксперимента проводилась аттестация поверхности, в том числе и таким информативным и модным на сегодняшний день методом, как сканирующая туннельная микроскопия. Проведя большую экспериментальную работу, мы обнаружили существенные различия между исследуемыми низкоиндексными гранями золота, а также известное для золота в низкотемпературных электролитах явление реконструкции поверхности.               

— Ваши исследования относятся к разряду фундаментальных?

— Скорее, да. Мы выбираем объекты, приближающиеся к идеальным, чтобы свести к минимуму количество факторов, влияющих на исследуемые явления. Например, золото — химически инертный металл, устойчивый к агрессивным средам. Или галогениды щелочных металлов — их легко очистить, они не разлагаются в широком диапазоне приложенных потенциалов. Когда будут найдены определенные закономерности, наши результаты могут быть применены во всех технологиях, где важную роль играют процессы смачивания и адсорбции, например, в топливных элементах.

Вера Баталова попробовала себя и в качестве преподавателя. После окончания химфака Уральского госуниверситета она преподавала физическую и коллоидную химию в Политехническом институте в Волгограде, в прошлом году читала лекции в Горно-геологической академии. Однако от преподавания пришлось пока отказаться, поскольку сейчас очень велика нагрузка на основной работе. Баталова вместе с сотрудниками лаборатории начала разрабатывать новую тему — несмешивающиеся жидкости в расплавах.               

— Этим тоже раньше никто не занимался?

— В общем, нет. Вернее, у нас в ИВТЭ есть теоретическая группа, они работали несколько лет над этой темой, произвели расчеты, а моя задача — выяснить экспериментально, насколько они верны. Под эти исследования мы вместе с теоретиками также получили грант РФФИ. Сейчас идет интенсивная подготовка к новой работе.

Придя к Вере Баталовой в лабораторию, я как раз застала ее в один из моментов этой подготовки. В помещении стоял резкий химический запах. Как выяснилось, пахло азотной кислотой, которой Вера промывала лодочку для зонной чистки солей. Лаборантов в институте теперь практически нет, и всю черновую работу научным сотрудникам приходится делать самим. В прошлом году Вера и ее коллеги самостоятельно отремонтировали свою комнату. Молодая женщина не только имеет дело с вредными веществами, но и сама монтирует печи, орудует плоскогубцами и паяльником. И при всем том считает свое дело очень увлекательным и творческим.

Это, правда, не означает, что Вера Баталова просиживает в институте дни напролет, забывая о семье. Нередко она вообще работает дома на компьютере. Гордится тем, что каждый вечер готовит для дочери и мужа не дежурные сосиски, а настоящий домашний ужин. Любит красивые вещи и цветы, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии, сделанные ей в солнечной Бразилии. И, занимаясь сложнейшими исследованиями и трудоемкими экспериментами, остается воплощением женственности.


Е. ПОНИЗОВКИНА


Фото В. Баталовой.



 

03.10.03

 Рейтинг ресурсов