Дайджест



АРАЛ  УМИРАЕТ

Аральское море начало «съеживаться» еще сорок лет назад. И по мере того, как воды Сырдарьи и Амударьи все больше разбирали на орошение, усыхание Арала ускорялось. Сегодня от прежней водной поверхности осталась лишь четверть, к тому же разделенная на два «фрагмента»: северная часть отделена от южной пересохшей перемычкой. Но и южные останки моря тоже вот-вот разделятся надвое: узкий пролив, соединяющий восточный «осколок Арала» с западным, скоро неминуемо пересохнет. Недавние исследования ученых Московского института океанологии позволяют сделать вывод, что мелководный восточный «осколок» моря лет через пятнадцать окончательно исчезнет. Соляная пустыня бывшего дна, продуваемая пыльными бурями, сделает климат еще более континентальным… Прогноз для западного фрагмента Арала несколько более оптимистичен: он глубоководней и может просуществовать еще лет 70, а, возможно, и до конца века. Но это будет уже просто соленое озеро, намного меньше Балхаша.


ТРИСТА  ЛЕТ  СПУСТЯ…

Два великих британских ученых — Исаак Ньютон и Роберт Гук были современниками и непримиримыми врагами. Дело доходило до того, что Гук обвинял Ньютона в «присвоении» ряда его научных идей. Ньютон не оставался в долгу. Переживший Гука на два десятилетия, он делал все, чтобы развенчать и принизить научные заслуги соперника. И хотя оба ученых мужа похоронены были в знаменитом Вестминстерском аббатстве, но Ньютону там воздвигнут монумент, а могила Гука затерялась, и от нее не осталось никаких следов. Однако в этом году исполнилось 300 лет со дня кончины Роберта Гука, и в аббатстве решили «во искупление несправедливости» установить в память об ученом мемориальную доску. «Возможно, узнав об этом, Ньютон перевернулся бы в гробу», — замечает журнал «Нью Сайентист».


МЕДИКИ  УСПОКАИВАЮТ — И  ВСЕ  ЖЕ… 

Во время своих частых перелетов супермодель Элли Макферсон неизменно кладет своего младенца в портативную колыбельку с защитной свинцовой прокладкой. Любопытствующим репортерам она напоминает известную всем цифру: на высоте 10 километров доза космической радиации, получаемой человеком, — в 150 раз больше, чем на земле. И логично предположить, что возрастает и риск появления злокачественных опухолей, — не столько даже у пассажиров, сколько у постоянно «работающих в небе» экипажей лайнеров. Однако недавнее массовое обследование медиками 44 тысяч (!) членов летных экипажей из восьми европейских стран — вроде бы развеяло эти опасения. Выяснилось, что у «летателей» рак случается ничуть не чаще, чем у «наземных» людей. Правда, остается одно «но»: большинство обследованных еще сравнительно молоды, и неизвестно, насколько здоровыми они останутся в зрелые годы. Беременным же стюардессам лучше воздержаться от полетов, — так рекомендуют медики.


По материалам «New Scientist» 
подготовил М. НЕМЧЕНКО



 


16.10.03

 Рейтинг ресурсов