"Нобелевское" пополнение


Академик Алексей Алексеевич Абрикосов. Фото С. Новикова.     Академик Виталий Лазаревич Гинзбург. Фото С. Новикова.

7 октября Шведская академия наук объявила имена лауреатов Нобелевской премии по физике за 2003 год. Ими стали российские академики Алексей Алексеевич Абрикосов, Виталий Лазаревич Гинзбург и англичанин Энтони Леггетт. Награда присуждена на фундаментальные работы в области квантовой физики, за исследования сверхпроводимости и сверхтекучести. Престижная награда еще раз подтверждает высокий авторитет российской физики: именно на долю этой научной дисциплины приходится наибольшее число отечественных «нобелиатов» — восемь человек.

Российская наука имеет неоспоримый приоритет в области изучения сверхпроводимости и сверхтекучести. Впервые это явление было обнаружено еще П. Капицей при работе с жидким гелием, а с 1939 г. им начинает заниматься Ландау. Работы по сверхпроводимости были начаты В.Л. Гинзбургом в 1943 г., а в последующее десятилетие он совместно с Л.Д. Ландау создал теорию сверхпроводимости, которая вошла в историю физики как «теория Ландау-Гинзбурга». Она объясняла поведение сверхпроводников и их свойства, в том числе переход материалов в сверхпроводящее состояние как особый вид фазового перехода, при котором исчезает электрическое сопротивление. А.А. Абрикосову на основе этой теории удалось вначале предсказать, а впоследствии и обнаружить существование сверхпроводников второго типа, имеющих в магнитном поле вихревую структуру (т.н. «вихревая решетка Абрикосова»). Именно эти открытия позволили создать промышленное производство композитных сверхпроводящих материалов, без которых невозможны ни работы по ядерному синтезу, ни современные медицинские исследования (например, ЯМР-томография). Надо заметить, что отечественное признание в данном случае опередило Нобелевскую премию: еще в 1966 г. А.А. Абрикосов и В.Л. Гинзбург совместно были удостоены самой престижной в то время научной награды, Ленинской премии.               

В.Л. Гинзбург, несмотря на свои 87 лет, по-прежнему активен. Правда, чуть меньше двух лет назад, в конце 2001 г., прекратил работу знаменитый ФИАНовский семинар по теоретической физике, который Виталий Лазаревич вел еженедельно по средам с 1955 г. На последнем заседании в своем докладе «Недодуманное, недоделанное» он перечислил десять проблем, ждущих своего решения. В «списке Гинзбурга» — проблемы сверхдиамагнетизма, сверхтекучести, общей теории относительности, излучения Вавилова-Черенкова для мультиполей, релятивистских уравнений для частиц с высшими спинами. Известен академик Гинзбург и как непримиримый борец с лженаукой. Будучи редактором журнала «Успехи физических наук», он давно выступает за создание первого в России научно-популярного журнала по физике и астрономии для профессиональных ученых. По его мнению, в условиях чрезвычайно узкой специализации научных дисциплин отсутствие «обзорного» журнала на русском языке пагубно сказывается на общем уровне исследований — тем более, что по астрономии подобного издания нет вообще.

Академик А.А. Абрикосов, бывший в советское время директором Института физики высоких давлений, с начала перестройки живет в США и трудится в Аргоннской национальной лаборатории. В интервью газете «Известия» он грустно пошутил: «Я приехал в США 12 лет назад, не имея никаких накоплений. Мне было 62 года. К этому моменту многие американцы уже уходят на пенсию, а мне приходилось все начинать с нуля. Естественно, премия для меня — это очень хорошо. На пенсии я не буду нищим».

Впрочем, хорошо бы не стать нищей и всей РАН — если налогообложение имущества академии все-таки будет осуществляться на общих основаниях, вряд ли кто-то из нынешних физиков сможет через сорок-пятьдесят лет претендовать на Нобелевскую премию.


Соб. корр.
Фото С. НОВИКОВА:
академики А.А. Абрикосов (слева) и В.Л. Гинзбург (справа)



 

27.10.03

 Рейтинг ресурсов