День памяти Алексея Решетова



…Поэзия! Странная штука:
Кому-то шутя, с кондачка,
Кому-то с немыслимой мукой
Дается любая строка.
И все же фальшивое — гаснет,
А то, что на совесть — горит.
И все же со временем ясно:
Поэт ли
              с тобой говорит.

   Замечательный уральский поэт Алексей Решетов прожил нелегкую жизнь, никогда не отворачивался от мрачных и горьких «сторон» (неужели — фатальных основ?) нашего житья-бытья, а вот стихи писал — легкие, светлые, чистые. Время лишь проявило в полной мере их духовную основу — прочный сплав благородства и душевного лада.
   29 сентября 2003 г., в день первой годовщины со дня смерти А. Решетова, на торце дома N 152б по ул. Малышева в Екатеринбурге, где он жил в последние годы, была открыта мемориальная доска. Говорились положенные слова, играл военный оркестр, и вдруг… Ткань с памятной доски была сдернута не по сценарию, а — нежданно, случайным порывом ветра. Лучшего жеста почтения я бы поэту и не пожелала.

А слово памяти и признания литературных заслуг А. Решетова все же прозвучало — под вечер того же дня, в конференц-зале нового корпуса библиотеки им. Белинского, где собрались писатели, литературоведы, художники... Друзья, благодарные читатели.               

Поэт и филолог Ю.В. Казарин: «Это была удивительная гармония, удивительное равновесие — человека и поэтической личности… Люди поколения 30-х годов были честны и порядочны. И они ничего не боялись. И они смогли отстоять не только себя, но и будущее поколение. Меня всегда в жизни спасало знание о том, что есть, живы еще такие люди, как Алексей Решетов».

Литературовед Н.Л. Лейдерман: «…решетовская интонация с самого начала была нужной интонацией. Он был из людей, хранящих Память, а с ней — и этику…»               

Поэт, литератор Г. Иванов: «Леша был очень тонким и чутким человеком, во всем умел найти зерно поэзии и воплотить его в четкий образ…»

А.А. Войтенко, заслуженный работник культуры: «О нем нужно говорить его стихами…»    

Стихов, кстати, прозвучало множество. Без строк Алексея Решетова участники беседы просто не могли обойтись. Звучал в магнитофонной записи и голос самого поэта: лирико-философские раздумья, воплощенные в прекрасные стихи о России, чувстве Родины, о любви…

И все же это был не только вечер памяти. Несомненно, состоялись Первые Решетовские чтения, поскольку выступавшие коснулись и особенностей самой поэзии. Вот несколько оценок:

«Его эстетика этична, неотделима от общечеловеческих этических ценностей… Заслуга А. Решетова — перевод живой (повседневной) речи в этически выверенный материал… Пользуясь сравнительно малым лексиконом, он мог выразить все, это роднит Решетова с Баратынским, Тютчевым…» (Ю. Казарин);

«В его стихах воспроизводятся не столько события жизни конкретного человека, сколько духовная биография поэта: сложно выстроенный, глубокий, интересный мир… Что-то происходит в Мироздании, а поэт вслушивается в этот «гул» и вытаскивает оттуда слова…» (В. Лукьянин);

«Его поэзии свойственны светлая печаль — естественное состояние человека, влюбленного в землю, и мужество жить… Для него Бог — синоним совести. Отсюда — чувство причастности к абсолютным ценностям и к высшей совести человеческой…» 
(Г. Щенников)
;

«Тихий лирик», в 60-е он казался очень несовременным и очень несвоевременным, но, возможно, потому и устоял, и в конечном счете оказался прав…» (Н. Лейдерман).               

Писатель и филолог А.П. Комлев и издатель Ю.В. Яценко представили собравшимся новую, первую из теперь уже посмертных, книгу А. Решетова. Вышедший в издательстве «Банк культурной информации» небольшой сборник «Овен» составлен вдовой поэта Т.П. Катаевой и А. Комлевым из стихов, найденных в рукописном архиве либо не публиковавшихся в книгах при жизни автора. Сейчас уже очевидно, что слово Алексея Леонидовича Решетова останется с нами надолго, как и благодарная память. Необходимой и жизнеспособной останется идея Решетовских чтений, потребность в глубоком, обстоятельном разговоре о нем, в изучении его наследия. Ведь «то, что на совесть — горит…»


Е. Изварина



 

23.10.03

 Рейтинг ресурсов