Дайджест



НА  ВОДОРОДНОМ  ПОРОГЕ

Чем меньше нефти остается на планете, тем больше мысли ученых и инженеров обращаются к водороду, — неиссякаемому и экологически чистому топливу будущего. Топливные элементы на водороде пока слишком дороги: чтобы сделать их рентабельными, предстоит решить сложнейшие проблемы получения, хранения, транспортировки водорода. Два миллиарда евро выделил Евросоюз на «водородные исследования» в ближайшем пятилетии. Примерно столько же ассигнует Америка. В Японии поставлена конкретная задача: к 2010 году не менее 50 тысяч автомашин страны должны «ездить на водороде». К 2020 году их число должно вырасти до 5 миллионов. В авангарде движения к новому топливу идет маленькая Исландия, — кстати, уже сегодня получающая 72% всей энергии из возобновляемых источников. Первые исландские автобусы на водородных топливных элементах знаменуют начало перевода всего транспорта островной страны на «водородную основу», — решение об этом принято еще четыре года назад. Такие же автобусы скоро начнут курсировать в ряде городов Европы — первым будет Мадрид. Вместе с тем, многие эксперты считают, что массовый перход к автомобилям на водородных топливных элементах произойдет не ранее 2025 года. 


НАДЕЖДЫ НЕ  УВЯДАЮТ

Хотя SETI — программа поиска инозвездных цивилизаций — стала сегодня поистине масштабной: в ней участвует более трех миллионов добровольцев, «фильтрующих» на своих домашних компьютерах передаваемые с американских радиотелескопов «шумы космоса» в надежде уловить чей-то далекий Сигнал, — результат по-прежнему нулевой. Вселенная молчит. Британский астроном Мартин Риз на страницах журнала «Нью Сайентист» призывает неустанно продолжать поиски, ибо «обнаружение стало бы переворотом во всем нашем мышлении». Если бы он участвовал в распределении бюджетных средств в американском Конгрессе, то «добивался бы ассигнований на нужды SETI куда настойчивей, чем на очередные полеты в космос».


МАРСИАНСКИЕ  НОВОСТИ

На Марсе происходят необъяснимые перемены — об этом свидетельствуют снимки с борта кружащего над планетой аппарата НАСА (Mars Global Surveyor). Белые шапки полюсов зримо «съеживаются» из года в год. Особенно это заметно на Южном Полюсе Марса, где некоторые окраинные белые «полуострова» за последние три года наблюдений сначала превратились в островки белизны, а затем исчезли вовсе. Американский геолог Майкл Малин считает, что «испаряться так быстро может только двуокись углерода». По его мнению, при такой скорости процесса белизна полярных шапок Марса к концу века может окончательно растать — значит, несколько возрастет плотность разреженной  атмосферы Красной планеты. Ученые надеются, что на многие вопросы помогут ответить летящие сейчас к Марсу автоматические станции, которые должны десантироваться на поверхности планеты уже подступающей зимой. Кстати, Марс, находившийся в минувшем августе максимально близко от Земли, в следующий раз столь же сильно приблизится к нам 28 августа 2287 года. «Не забудьте сделать пометки в своих календарях», — шутливо замечает журнал «Нью Сайентист».


СМЕРКАЕТСЯ…

Во Вселенной смеркается. Это не метафора, а вывод, к которому пришли британские астрономы из университета Эдинбурга, проанализировав свет около 40 тысяч галактик. Их расчеты (руководитель — Алан Хэйвенс) показывают, что 5–6 миллиардов лет назад, когда во всех концах мироздания образовывалась масса новых звезд, ночное небо было куда светлей нынешнего. Новые светила рождаются и ныне, но случаются такие «роды» раз в тридцать реже, чем в те далекие времена. Старых и умирающих звезд сегодня намного больше, чем молодых, — такова невеселая небесная «демография». На этом фоне наше Солнце, возникшее примерно 4,6 миллиарда лет назад, — еще вполне «среднего» возраста.


По материалам «New Scientist» подготовил М. НЕМЧЕНКО



 

21.11.03

 Рейтинг ресурсов