Певец минералогической славы Урала
(к 120-летию со дня рождения А.Е. Ферсмана)


   В 1931 году А.Е. Ферсман опубликовал в пятом выпуске «Вестника Академии наук» статью «Неотложная задача Академии наук. К вопросу о научных станциях на местах». Он предлагал в разных частях СССР создать 15 научных станций, задачи которых определялись бы спецификой региона, и подчеркивал исключительную важность данного вопроса, замечая, что «темпы хозяйственной жизни опережают темпы научной работы». Свои идеи «децентрализации» науки он активно проводил в жизнь. Уже в момент написания статьи создавалась научная станция в Хибинах. Вскоре Ферсман организует Уральский филиал, задачей которого было изучение производительных сил и всего хозяйства Урала, координирование разработок общих проблем и перспектив развития экономики в этом районе. Вскоре Ферсмана назначили председателем УФАНа. Находясь на этом посту до 1938 года, он провел большую работу по организации нового необходимого стране учреждения.       

Александр Евгеньевич мечтал превратить Ильменский заповедник в ведущий исследовательский институт Южного Урала. Он публикует ряд статей в газетах, обращается по этому вопросу к руководителям советских органов и письменно и устно, выступая на различных совещаниях, научных конференциях, на областном съезде Советов.               

«Г. Челябинск. Председателю Челябинского Облисполкома тов. Советникову.               

Как многолетний исследователь горных богатств Урала и руководитель Уральского филиала Академии наук я обращаюсь в Челябинский облисполком с просьбой обратить самое серьезное внимание на Ильменский заповедник около Миасса.

Это естественный научный центр для обслуживания лабораторными и полевыми исследованиями всего Южного Урала, и мы хотели бы превратить его в научный институт с постоянными работниками и постоянной лабораторией, библиотекой, музеем. Уже сейчас (своими постройками и оборудованием) он может помочь развитию горного дела Южного Урала.

Я собираюсь весной, по окончании своего заграничного лечения, провести некоторое время в Ильменском заповеднике и сделать там ряд научных работ.

С приветом — академик А.Е. Ферсман. 26.03.34 г.»

В этом же году были сделаны первые шаги по становлению Ильменского заповедника как научного центра. 28 июля 1934 года в Ильменах открылась 1-я научная конференция. Она была посвящена вопросам геохимии основных магм Урала по итогам многолетних научных исследований. 10 ноября того же года здесь начала работу конференция по углехимическим вопросам Челябинского бассейна, в которой участвовали геологи, горные инженеры, химики, технологи. В 1935 году под общей редакцией А.Е. Ферсмана вышел специальный сборник научных трудов Уральского филиала АН СССР Ильменской серии «Челябинские угли». Предисловие к этому сборнику и выводы были написаны Александром Евгеньевичем. В частности, он писал: «Изучение Челябинского бассейна должно вестись комплексно, при одновременном участии всех заинтересованных сторон», а «…мероприятия могут дать надлежащий эффект лишь в том случае, если проведение всех научно-исследовательских работ будет координироваться и направляться из единого центра. Таким центром могла бы служить Академия наук СССР и ее Уральский филиал – станция в Ильменском заповеднике».               

Работа на Урале в 1932 – 1934 годах убедила Ферсмана в необходимости организации большой комплексной экспедиции Академии наук СССР для решения двух основных задач: изучения  горных пород Южного Урала, с которыми связаны полезные ископаемые, и организации сельскохозяйственного комплекса – почвенного, физико-географического и экономического отрядов, которые исследовали большую территорию от Башкирии и Челябинской области на севере до Оренбургской области и Западного Казахстана на юге.        

В августе 1935 года Александр Евгеньевич предложил профессору В.И. Крыжановскому, возглавлявшему Ильменский минералогический отряд этой экспедиции, принять участие в автопробеге «Ильмены — Орск». Маршрут пробега был проложен по местам работ семи партий Южно-Уральской комплексной экспедиции. За 16 дней на двух машинах — легковой (типа «форд») и грузовой полуторатонке — его участники проехали 2374 км, посетили 27 наиболее важных месторождений полезных ископаемых, собрали около двух тонн научных и музейных материалов. В пути провели ряд совещаний, как с отрядами экспедиций, так и с местными хозяйственными руководителями. Собранные научные материалы имели большое значение. Удалось посетить и отыскать некоторые потерянные и забытые месторождения. Минералогические коллекции были представлены позднее на специальной выставке по итогам пробега в Минералогическом музее Академии наук СССР в Москве.               

Издательство Академии наук СССР в 1936 году выпустило отдельной книгой очерк А.Е. Ферсмана и В.И. Крыжановского «Наш автопробег по Южному Уралу». Первая его часть – «По рудникам и стройкам Южного Урала» — написана в форме дневника экспедиции Владимиром Ильичем Крыжановским. Очерк богато иллюстрирован фотографиями, многие из которых сделаны лично Ферсманом. Во второй части — «Южный Урал на путях к будущему» — Александр Евгеньевич публикует фотографии научной станции, Дома ученых и Дома туристов в Ильменах и увлеченно рисует будущее заповедника: «Снова в Ильменском заповеднике Ильича, сейчас всего в двух часах автомобильной дороги от Челябинска, научная конференция. Не в старом деревянном доме, а в новой каменной горной станции – центральном, ведущем институте челябинской промышленности. В лесу, на крутом склоне к Ильменскому озеру, в центре мировых гигантов промышленности, выросло новое учреждение, новое и по форме, и по содержанию, тесно связанное во всей своей работе с местным краем, с развитием его производительных сил, его потребностями и задачами. Крупные исследовательские лаборатории обслуживают своей работой растущую новую область, а в Ильменском доме ученых собираются со всего Союза конференции и съезды советских научных работников…».

В Ильменский заповедник Александр Евгеньевич приезжал еще раз в сентябре 1936 года с целью подготовки к мировому геологическому конгрессу. Он провел совещание сотрудников заповедника, заслушал некоторые доклады, дал практические указания и поставил ряд задач по дальнейшему развитию научно-исследовательских работ. К сожалению, из-за болезни Александр Евгеньевич не принял участия в Международном геологическом конгрессе в Ильменах в 1937 году.

Плодотворная деятельность А. Е. Ферсмана была высоко оценена уральцами. Он был избран депутатом Миасского городского совета и областного совета депутатов трудящихся. В 1940 году, когда отмечалось 20-летие со дня подписания В.И. Лениным Декрета о создании Ильменского заповедника, лучшие работники заповедника были премированы грамотами Челябинского областного совета депутатов трудящихся с присвоением звания «Отличник третьей пятилетки». Первым в этом постановлении назван академик А.Е. Ферсман.               

Началась Великая Отечественная война. Проведя эвакуацию Хибинского филиала, Александр Евгеньевич возглавляет четыре оборонных комиссии, организует три экспедиции. Под его руководством в теснейшем контакте с военными организациями успешно выполняются самые разнообразные задания. Но главной темой, которую Ферсман вместе с соратниками разрабатывал, было стратегическое сырье. Естественно, что в связи с этим именно Урал приковывал его внимание. Ученый путешествовал по Уралу, проверяя сведения прежних лет, собирая воедино новые, попутно читал лекции в госпиталях, вузах, на заводах. Только в 1942 году он прочел 21 лекцию, не считая тех, с которыми выступал в частях Западного фронта.

Не забывал Александр Евгеньевич и об Ильменах. Исследователь края В.Т. Сургай вспоминает, что при эвакуации с Кольского полуострова у него был разговор с Ферсманом в разрушенном вокзале. «Несмотря на напряженность обстановки, Александр Евгеньевич присел на чемодан, начал подробно расспрашивать меня о содержании написанной мною работы об Ильменах. Работа у меня была с собой, и, развернув ее, мы углубились в разбор схем изоморфизма, громко разговаривая и позабыв обо всем. Оторвавшись от страниц рукописи, мы невольно обратили внимание, что на нас недоумевающе посматривают все окружающие: место и время явно не соответствовали обсуждению вопросов, так заинтересовавших Александра Евгеньевича. Разговор пришлось прекратить». Этот эпизод весьма характерен. Александр Евгеньевич мог работать в любой обстановке и совершенно не выносил праздного безделья или пустой болтовни, будучи в то же время прекрасным собеседником на любые темы.

Институт геологических наук был эвакуирован на Урал, часть — в Ильменский заповедник. Во время войны А.Е. Ферсман неоднократно приезжал сюда. Причем каждый его приезд вносил дух оптимизма в тяжелую атмосферу быта эвакуированных.               

Ученый не раз подчеркивал, что настоящая научная минералогия родилась на Урале, и он, влюбленный в камень, в минералы, не мог не быть ее верным рыцарем. Именно Уралу посвящено одно из последних выступлений Александра Евгеньевича в печати. Это брошюра «Урал – сокровищница Советского Союза», написанная в 1942 г., в разгар борьбы с фашизмом. Через два года эта книга вышла под названием «Богатства Урала». Здесь сконцентрированы и размышления Александра Евгеньевича об Урале, и его взгляд на будущее края, чувствуется вся сила его увлечения Уралом.

Нельзя говорить об Урале, его прошлом, настоящем и будущем, не вспоминая о певце его славы – академике А.Е. Ферсмане. Ильменский государственный заповедник имени В.И. Ленина Уральского Отделения Российской академии наук, созданный при участии Александра Евгеньевча, хранит о нем память. Это не только мемориальная плита с датами деятельности ученого в Ильменах, но и белые здания лабораторного корпуса и музея, поднявшиеся в начале 80-х годов на центральной базе заповедника, там, где их мечтал видеть Александр Евгеньевич.


Л. А. Буторина,
кандидат исторических наук, 
Заслуженный работник культуры РФ, 
член Минералогического общества РАН



 

04.12.03

 Рейтинг ресурсов