Модернизация по-уральски


В Екатеринбурге под эгидой полпредства президента РФ в Уральском федеральном округе  прошло крупное совещание по вопросам образования. Похоже, УрФО один из первых в стране, где президентская власть обстоятельно занялась образовательными проблемами и оценкой реального состояния их решения на местах. На совещание собрались руководители вузов, школ, профтехучреждений Курганской, Тюменской, Челябинской, Свердловской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского национальных округов и отвечающие за эту сферу представители местных исполнительных органов. Обсуждались два основных вопроса: о ходе реализации в округе правительственной Концепции модернизации российского образования до 2010 года и о выполнении Федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды». Как отметил первый заместитель полномочного представителя президента Владислав Туманов, в округе, где сегодня учится больше полутора миллионов школьников и семьсот пятьдесят тысяч студентов, создано Уральское отделение Российской академии образования, начинает формироваться механизм общественно-государственной поддержки образовательной сферы. Сегодня речь идет о завершении первого этапа названной Концепции, рассчитанного на период до 2004 года и в целом проходящего на Урале успешно, однако есть немало вопросов, требующих ответа. Прежде всего они касаются улучшения материально-технического обеспечения образовательных учреждений, укрепления их связей с предприятиями и организациями производственной сферы, поддержки педагогов. Главный недостаток процесса модернизации — его несистемный характер. В субъектах РФ нет комплекса нормативно-правовых условий для реализации Концепции, принятые региональные программы развития образования по большей части направлены на решение «внутренних» задач и слабо учитывают конкретные положения документа. То есть модернизируются все, но каждый по своему. Решение совещания предлагает ряд серьезных мер по координации этой деятельности, среди которых создание на территории УрФО представительства Минобразования РФ.

Что касается ФЦП «Развитие единой информационной образовательной среды», впрямую связанной с модернизацией, то в этом направлении сделано немало. Отмечена, в частности, активная компьютеризация сельских школ в Челябинской и Курганской областях, создание условий для внедрения информационных технологий в образовательных учреждениях Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Но и здесь проблем больше, чем достаточно. Практика показывает, что использование информационных технологий и сети Internet  в общеобразовательных школах пока еще ограничено и слабо связано с учебным процессом, а сельские школы часто вообще от них изолированы. Нужны электронные учебные материалы нового поколения, перестройка содержания и организации учебной деятельности, переподготовка учительских кадров. Совещание рекомендовало органам местной исполнительной власти обратить на эти проблемы особое внимание с конкретизацией их материального, организационного и профессионального аспектов.


Соб. инф.

 

 

16.12.03

 Рейтинг ресурсов