Глазами исследователя, рукой художника


За две декады до наступления Нового года, в преддверии праздников, салон екатеринбургского Дома ученых вновь принимал гостей.  Этот вечер открыл не только очередную выставку, но целую серию мероприятий, объединенных в масштабный проект «Анималистика и зоология».

Согласитесь, есть жанр, которому воистину все аудитории и все возрасты покорны. Животных, «братьев наших меньших», любят все. Или почти все, но о ничтожном проценте ренегатов — что и говорить. Нас повсеместно сопровождает масса как художественных, так и документальных изображений зверей, рептилий, птиц, рыб, насекомых… Мы делим с ними жизненное пространство на планете, они (так же как и растения, да и неживая природа) задают нам эстетический, а то и нравственный канон. Они — прекрасны, потому что искренни, они безукоризненны, потому что естественны и свободны. Нам у них — еще учиться и учиться…

На выставке в Доме ученых «им» наконец-то воздали по заслугам. Почти все авторы представленных работ — сотрудники Института экологии растений и животных: они, как говорится, «знали что делали», они сумели объекты изучения сделать героями «портретной галереи», соединили научную точность с образным видением. «Дорогие экологи, спасибо вам огромное! — говорил, открывая экспозицию, глава творческого объединения «Ученые-художники» С.Л. Вотяков, — Выставка несет огромный позитивный заряд.  Все здесь есть: наука, фантазия, живопись…». Следом выступил организатор выставки доктор биологических наук орнитолог В.К. Рябицев, постаравшийся систематизировать и кратко описать различные проявления анималистики в науке, искусстве и жизни вообще. Формально любое изображение представителя животного царства относится к анималистическому жанру: «Все мы на недавних выборах рисовали птичку в клетке, — каждый на минуту да стал анималистом…».

Если серьезно, без анималистического рисунка, несмотря на документальную фотографию, не обходится ни один зоолог, всегда нужны иллюстрации к учебникам, справочникам, научно-популярным и детским книгам, и хорошо бы, если бы иллюстрировали их знающие люди. Известно, что лучший наш анималист Ватагин был зоологом по образованию, окончил Московский университет. Но кроме прикладных функций анималистика выполняет и художественные, тогда на первый план выступают уже не скрупулезность и знание, а образность и эмоциональность. Есть также такие сферы, как геральдика, эмблематика, система товарных знаков — там востребованы символические изображения животных. «Вообще, — заключил докладчик, — на Земле существует 4,5 тысяч видов млекопитающих и 8 тысяч видов птиц, простительно, если художники не умеют изображать их всех».               

На стенах художественного салона в Доме ученых было представлено, естественно, гораздо меньшее видовое разнообразие, но организаторам и авторам выставки удалось показать сразу несколько сфер анималистики.

Рисунок В. Рябицева.   Первенствовали, на мой взгляд, все же рисунки научного, прикладного характера — виртуозные акварели В. Рябицева и М. Головатина, при виде которых вспоминаются альбомы биологов, знаменитых путешественников, скажем, девятнадцатого века, которые и не нуждались в не изобретенной тогда еще фотографии: они умели лучше. Так вот, наши — тоже умеют. В.К. Рябицев, автор замечательного справочника-определителя «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири», в собственноручных иллюстрациях к нему не только дал научно достоверные изображения птиц, но и показал их красоту, даже, кажется, придал характер каждой изображенной особи. И он, и М. Головатин представили не только графические, но и живописные работы, так же привлекшие зрителей мастерством исполнения. Но рядом демонстрировалась и живопись совсем иного рода. Можно отметить экспрессионизм, яркую выразительность «портретов» животных, выполненных С. Вотяковым и импрессионистически «светящегося» фламинго М. Трубиной, две гуаши Л. Михайличенко — изысканно лаконичные, но с внятным символическим и эмоциональным «подтекстом». Во множестве были представлены также фотографии птиц, зверей, насекомых в их естественной среде обитания, но, по-моему, в соседстве с графикой, маслом, великолепными скульптурами Л. Петрова они изначально проигрывали: скорее всего, фотографии нужно показывать отдельно… На выставке демонстрировались также чучела птиц — таксидермическая скульптура работы В. Рябицева, А. Гурина, В. Тарасова.               

Вернисаж на этот раз получился многолюдным, оживленным: было много улыбок, благожелательного интереса, искренних похвал авторам. «Фоном», по доброй традиции салона, звучала «живая» музыка, дуэт альта и фортепиано.

А.В. Калужников.   22 декабря перед гостями Дома ученых с лекцией «Прошлое, настоящее и будущее таксидермии» выступил мастер по изготовлению и реставрации чучел А.В. Калужников. Он подготовил интереснейший обзор развития этой отрасли, сочетающей черты ремесла и искусства, научного познания и прибыльного бизнеса. Таксидермия в современном понимании этого термина стала развиваться в Европе с XVII века. Как искусство настоящий взлет пережила в викторианской Англии (параллельно рассказу А. Калужникова на компьютерном мониторе демонстрировалась сделанная им подборка фотографий виртуозных анималистических композиций того времени, а также произведений, показанных на современных международных чемпионатах). Крупнейшие мастера изготовления чучел в Британии, Германии, Франции совершенствовали свои приемы и методы в XVIII–XIX вв., они повлияли на зарождение и развитие этого дела в России. Родоначальником, «Эдисоном» новейшего этапа технического совершенствования таксидермии стал американец Экли. В отношении материалов и способов их обработки это ремесло шагнуло далеко вперед, но в то же время все меньше остается мастеров-виртуозов «старого образца»: на Западе искусство таксидермии унифицируется, благодаря распространению специальных фирм и системе подготовки профессионалов. Лекция изобиловала как подробностями профессионального характера, так и занимательными фактами биографий знаменитых мастеров. Вел встречу В.К. Рябицев, который дополнил выступление таксидермиста-профессионала соображениями «любителя»: как и для чего используют чучела орнитологи.

8 января в 17 ч. состоится лекторий «Особенности кинофотосъемки животных». Сама же выставка будет демонстрироваться до 12 января и станет отличным оформлением для новогодних вечеров в Доме ученых.





Е. Изварина
На фото :
рисунок В. Рябицева,
А.В. Калужников.



 

09.01.04

 Рейтинг ресурсов