О бюджете УрО РАН на 2004 год


По материалам доклада заместителя председателя — начальника Финансово-экономического управления
Б.В. Аюбашева на заседании президиума 15 января 2004 года

Начальник Финансово-экономического управления Б.В. Аюбашев.   Законом Российской  Федерации «О Федеральном бюджете  на 2004 год» Уральскому отделению РАН выделяется на фундаментальные исследования, международное сотрудничество, образование, здравоохранение и капитальное строительство 1 226,2 млн рублей. Кроме того, планом финансирования учреждений РАН на 2004 год предусмотрены целевые  ассигнования в сумме 40,0 млн руб. для участия организаций Отделения в выполнении программ фундаментальных исследований РАН на контрактной основе.
   Законом предусмотрено сохранение действующего порядка расходования средств, получаемых от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного за научными учреждениями РАН, следовательно, учреждения Отделения дополнительно получат 27–28,0 млн рублей.

Дефицит средств на все виды деятельности составляет 345,1 млн рублей, в том числе на научные исследования 222,8 млн рублей. В связи с этим необходима корректировка сметы Отделения в целях обеспечения ассигнованиями затрат, без которых функционирование научных организаций будет невозможным.

На 2004 год Отделение практически не получило увеличения финансирования на научно-исследовательские работы.  Прирост финансирования к 2003 году составил 136,8 млн рублей, из них расходы на оплату труда и единый социальный налог (ЕСН) составили 124,5 млн рублей, на прочие расходы 12,3 млн рублей (удорожание услуг связи, ГСМ и др.). В то же время президиум Отделения решил увеличить финансирование по конкурсным программам президиума РАН, совместным работам с учеными СО РАН и  ДВО РАН, активизировать работы по телекоммуникациям и информатизации. Созданы Институт иммунологии и физиологии в Екатеринбурге, филиалы Института философии и права в Перми и Ижевске, Института истории и археологии  в Перми, выделены целевые средства для  комплектования иностранной периодикой ЦНБ. Необходимо развитие подразделений в Челябинске и Кирове. Для выполнения принятых решений уменьшены другие целевые расходы.

Расходы на подготовку научных кадров (содержание аспирантов и докторантов) определены в сумме 25,7 млн руб., или с превышением на 37% расходов 2003 года.               

Затраты на оплату труда и ЕСН установлены в сумме 557,6 млн рублей с  коэффициентом 1,22 к утвержденным на 2003 год расходам на эти цели. На научные экспедиции  выделено 15,3 млн руб. при заявке организаций 25,8 млн руб. С 2004 года организациям предлагается  самостоятельно определять размер расходов и источники финансирования издательской деятельности. На издание «Вестника УрО РАН» выделено 1,65 млн рублей. Предусмотрена финансовая поддержка учреждений, имеющих в структуре стационары, ботанические сады, обсерватории и музеи.

На капитальный ремонт зданий и сооружений выделено 57,5 млн рублей, тогда как общая потребность на 2004 год составляет 120,0 млн руб., а минимальная — 72,0 млн руб. В первую  очередь обеспечиваются  финансированием переходящие строительством объекты, а из них — объекты, полностью поставленные на капитальный ремонт. Практически нет организации, которой бы не требовались значительные средства на ремонт.                

Полностью поставлено на ремонт здание Института иммунологии и физиологии в Екатеринбурге и Института прикладной механики в Ижевске. Закончена 1-я очередь ремонтных работ ЦНБ. Необходим большой ремонт здания Института истории и археологии в Екатеринбурге, здания Горного института в Перми, объектов ИФМ, КНЦ, ИЭРиЖ, только что переданного здания в Архангельске, проводится крупный ремонт двух объектов ГО в Екатеринбурге.

В связи с ограниченными бюджетными возможностями, большим физическим износом зданий и сооружений президиум Отделения рекомендовал организациям дополнительно к целевым ассигнованиям направлять на выполнение ремонтных работ средства из  других источников (программы, гранты, договора, аренда). За счет целевых бюджетных ассигнований, как правило, следует производить работы по ремонту и замене основных конструкций зданий и физически изношенных инженерных систем жизнеобеспечения организаций.

Индексация расходов на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) централизованно произведена с коэффициентом 1,1 раза.

В 2003 году повышение тарифов на ТЭР по регионам производилось неоднократно и в разные сроки. Президиум Отделения был вынужден  перераспределять утвержденные учреждениям лимиты на ТЭР и, соответственно, бюджетные ассигнования. Определенные  результаты приносит работа по энергосбережению. Выделенных ассигнований на коммунальные услуги достаточно для обеспечения бюджетной деятельности организаций. За ассигнованиями на оплату ТЭР на 2004 год сохраняется статус целевых средств, т.е. президиум Отделения оставил за собой право перераспределять бюджетные ассигнования между бюджетополучателями в соответствии со складывающейся ситуацией.                  

В целях повышения эффективности использования энергоресурсов и реализации мероприятий по энергосбережению организациям, по их заявкам, предусмотрены необходимые ассигнования. Расходы на пусконаладочные работы на строящихся объектах определены в соответствии с объемами работ, планируемыми для выполнения в 2004 году  в сумме 1,15 млн рублей. Расходы на закрепление прав организаций  на имущество и землю организациям предлагается производить за счет общего объема средств, вместе с тем выделяются целевые ассигнования КНЦ на все объекты  4,85 млн руб. и ИИА 0,15 млн руб. для проведения работ по закреплению прав на землю филиала «Аркаим». На компенсацию проезда в отпуск для работников учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера предусмотрено 4,17 млн. рублей.

Особо следует остановиться на бюджетных ассигнованиях, поступающих от сдачи в аренду федеральной собственности. Все показатели финансирования организаций, сдающих федеральное имущество в аренду, определяются на общих основаниях и тем самым  последние имеют дополнительный бюджет. Организации, не наделенные федеральным имуществом в виде зданий и сооружений или имеющие их в недостаточном объеме, арендную плату за арендуемые площади для своей деятельности производят за счет целевых средств Отделения.

В целях выравнивания бюджетного финансирования предусмотрено уменьшение бюджетных ассигнований организаций (кроме президиума КНЦ и УД УрО РАН), сдающих федеральное имущество в аренду на 30% от сметы по аренде 2003 года. Высвобожденные средства распределены между организациями, не сдающими имущество в аренду и не имеющими тем самым дополнительных доходов.

Президиум Отделения установил на 2004 год порядок, по которому организации, сдающие федеральное имущество в аренду, не менее 50% поступающей арендной платы обязаны направлять на ремонт зданий, включая выполнение мероприятий по ГО, пожарной безопасности и энергосбережению.

В связи с вводом в эксплуатацию новых площадей или завершением ремонтных работ оказана финансовая помощь Институту математики и механики, Институту истории и археологии, Институту технической химии, Институту прикладной механики, Центральной научной библиотеке.    

На приобретение оборудования, транспортных средств и механизмов  направляется 60,0 млн рублей, в том числе на развитие центров коллективного пользования научным оборудованием — 5,0 млн рублей. Вторым источником финансирования расходов на приобретение оборудования являются ассигнования в сумме 47,0 млн рублей по разделу «Международное сотрудничество», которые реализуются по контрактам с зарубежными фирмами.

На финансирование на конкурсной основе программ научных исследований президиума РАН, на поддержку проектов, выполняемых в содружестве с учеными СО РАН и ДВО РАН,  из целевых средств  выделяется 52,59 млн рублей. Президиум Отделения утвердил по ним распределение средств между организациями.

Для развития вычислительных средств, телекоммуникационных сетей и информационных технологий предусмотрено 13,3 млн рублей, в том числе за счет средств на приобретение оборудования 4,34 млн рублей. На премии имени выдающихся ученых УрО РАН присужденных в ноябре 2003 года выделено 0,68 млн рублей, на молодежные научные гранты 1,66 млн рублей, на поддержку молодежных научных школ — 0,75 млн рублей, на финансирование молодежных научных грантов  для участия в международных и отечественных научно-организационных мероприятиях предусмотрено 1,0 млн рублей. В связи с прекращением РФФИ финансирования с 2003 года комплектования библиотек иностранной периодикой Центральной научной библиотеке выделено целевым назначением 10,0 млн рублей.

Ассигнования на финансирование программ фундаментальных исследований президиума РАН, совместным работам с учеными СО РАН и ДВО РАН, молодежные научные гранты, в соответствии с решением Президиума Отделения выделяются с расходами на оплату труда и единый социальный налог.

Для финансирования учреждений образования и здравоохранения выделенных бюджетом средств крайне недостаточно. Вместе с тем для детских дошкольных учреждений, детского оздоровительного лагеря «Звездный» выделяются средства на покупку оборудования и ремонтные работы. Поликлинике в Екатеринбурге выделено 7,1 млн рублей для приобретения новой рентгеновской установки, поскольку действующая морально и физически устарела за 30 лет эксплуатации.

 Научным организациям в связи с большим дефицитом средств средства по внебюджетной деятельности (программы, гранты, договора, аренда) и в первую очередь по конкурсным проектам, объявленным Отделением, следует направлять по всему спектру расходов организации.

Законом о бюджете на 2004 год увеличение численности бюджетных организаций не предусмотрено. Также не планируется повышение заработной платы или отмена Единой тарифной сети. Вместо помесячного финансирования предусмотрено выделение средств на квартал. Остатки на бюджетных счетах  на 31.12.04  перейдут в доход бюджета. Кстати, на  1 января 2004 года остатки на бюджетных счетах составили 5,25 млн рублей и полностью зачислены в доход бюджета, в том числе по Свердловской области остаток составил 4,42 млн рублей, ПНЦ — 0,4 млн рублей, КНЦ — 0,25 млн рублей, АНЦ — 0,08 млн рублей, УдНЦ — 0,07 млн рублей. Ряд организаций допустили задолженность арендаторов по арендной плате по состоянию на 1 января 2004 года, которая также будет зачислена в доход бюджета. Это свидетельствует о серьёзных недостатках в работе по финансовому планированию в бюджетных учреждениях. С 2004 года будут платить налог на имущество научно-вспомогательное учреждение «Управление делами УрО РАН», Управление капитального строительства УрО РАН, СКБ НП и автобаза.

Первые дни нового года показывают, что, возможно, фактический рост тарифов на ТЭР превысит предусмотренную индексацию в 1,1 раза, в связи с чем придется активнее привлекать внебюджетные средства для их оплаты. Учреждениям необходимо серьезно заниматься энергосбережением, и эта работа должна стать постоянной. Лучше потратиться на мероприятия по экономии ТЭР, чем отдавать заработанные средства поставщикам.              

С 2004 года проводится реформа бюджетного учета, которая будет серьезным испытанием для бухгалтерских служб. Особенно трудно придется организациям, имеющим отставание в автоматизации бухгалтерских и финансовых служб, а также там, где часто сменяются работники.

В соответствии с решением правительства РФ проводится мониторинг бюджетного сектора. В первом квартале 2004 года Отделение обязано представить в правительство РФ доклад о результатах проведения мониторинга по итогам 2003 года с предложениями по оптимизации бюджетного сектора. Результатом данной работы будут новые подходы к формированию бюджета министерств и  ведомств на 2005 год, а также реформа  бюджетного сектора в 2005–2006 годах.



 

24.03.04

 Рейтинг ресурсов