"Кристаллос" означает "лёд"


И.М. Израилев — ведущий сотрудник РФЯЦ-ВНИИТФ, кандидат физико-математических наук, физик-экспериментатор в области измерения рентгеновского излучения. Лауреат Сталинской (1953), и Ленинской (1964) премий. Но не так давно из-под его пера вышла книга, связанная с несколько иной областью знания — «Кристаллы в мире минералов»



   Исаак Моисеевич Израилев после войны учился в политехническом институте в Ленинграде, а в 1950 году вместе с супругой Ревекой прибыл по распределению в Арзамас-16. Через пять лет молодая семья переехала в Снежинск. Вскоре к сыну присоединились родители. Моисей Израилев — прекрасный хирург, десять лет не отходил от операционного стола городской больницы.
   Увлечение Исаака Израилева коллекционированием минералов — сорок с лишним лет поездок, поисков, копания в земле, изучения специальной литературы для систематизации находок — началось с Кунгурского гипсового месторождения. За четыре десятилетия Исаак Моисеевич изъездил Урал, Восточную Сибирь, Западную Украину, Белоруссию, Кольский полуостров. Даже Семипалатинский ядерный полигон оказался интересным не только с точки зрения испытаний: он был богат на чудесные агаты. Из шахт Соликамска Исаак Моисеевич привёз разноцветную каменную соль. Проезжая по Башкирии, увидел раз гору, склон которой показался ему как бы взорванным. Остановив машину, из чистого любопытства пошёл посмотреть — а там рассыпанным сокровищем лежала великолепная яшма. Как-то около деревни Уралдача за Миассом прошёл трактор, вскопал кварцевую жилу, даже не жилу, а местечко разрушенной породы, и в ней оказались интересные кристаллы кварца… Но все это случаи редкой удачи, главное же для коллекционера — поиск сведений о месторождениях по книгам, рассказы бывалых людей.               

Поскольку Исаак Моисеевич физик и отчасти химик, его увлекала структура, свойства, образование кристаллов, т.е. физико-химическая концепция строения минералов. Все свои образцы он систематизировал. Что-то было легко определить, что-то труднее. И в сложных случаях минералог-любитель показывал себя истинным исследователем. Однажды сосед Израилевых разравнивал привезенную землю для огорода, выкидывал, как водится, камешки, и вдруг в руку лёг необычайно тяжёлый окатыш. Целых полгода Исаак Моисеевич выпытывал у минерала его название. Оказалось, что это уникальный паризит: во-первых, камень сам по себе редкий, а во-вторых, такого крупного образца нет, по-видимому, ни в одном минералогическом музее мира! По крайней мере, заведующая музеем в Санкт-петербургского Горного института, уверяла, что такого паризита она нигде не встречала…

На сегодня коллекция Исаака Моисеевича состоит из двух частей: «эстетическая» и систематическая. Первая, составленная просто из красивых минералов, расположена в доме в трёх шкафах-витринах со специальной подсветкой. Во второй экспонаты размещены в соответствии с их химическим составом. Систематическая коллекция содержит около 700 образцов, характеризующих свыше трёхсот минеральных видов. Семьдесят наиболее интересных образцов из нее Исаак Моисеевич передал естественно-научному музею Ильменского государственного заповедника им. В.И. Ленина. Остальная часть коллекции недавно подарена геологическому факультету Миасского филиала Челябинского университета.

Когда Исаак Моисеевич решил обобщить свой сорокалетний опыт изучения минералов, появилась книга — «Кристаллы в мире минералов». Предисловие к ней написала главный хранитель Естественно-научного музея Ильменского заповедника Е.П. Щербакова, отрецензировал кандидат геолого-минералогических наук Е.П. Макагонов. Текст иллюстрирован рисунками и фотографиями образцов из коллекции автора. Напечатали книжку в Издательстве РФЯЦ-ВНИИТФ. Предназначена она отнюдь не для профессионалов: всё, что сказано в ней, им и так известно. Но большинство коллекционеров-любителей — прекрасные практики, но неважные теоретики. Им не хватает знаний по кристаллографии, физике, химии — наукам, которые помогают понять природу минерала. Исаак Моисеевич, сочетая в себе качества физика и минералога, смог изложить в своей монографии основы современных представлений о структуре, свойствах, образовании кристаллов. Он популярно рассказал об образовании минералов в природе, о кристаллической решётке, росте кристаллов, их облике, о цвете минералов, качестве кристаллов и вообще о коллекциях и коллекционерах.

«Кристаллос» по-гречески значит «лёд». Многие убеждены, что кристалл растёт тысячи лет. Возьмёшь в руки такую «ледышку» и замираешь от мысли, насколько она стара. Но это ошибочное мнение. Скорость роста в царстве минералов, как пишет И.М. Израилев, — от тысячных до десятых долей миллиметра в сутки. Так что «возраст» обычных по размеру кристаллов не превышает нескольких лет, а иногда и существенно меньше. Просто ждать того, кто их найдёт в глубине пещеры или в отвалах карьера, эти прекрасные «кристаллос» могут сотни тысяч лет…


В. Захарова, Снежинск



 


18.02.04

 Рейтинг ресурсов