"Демидовские лекции" в Екатеринбурге


5 февраля, по установившейся традиции, обладатели Демидовских премий 2003 г. выступили с лекциями перед студентами и преподавателями Уральского государственного университета им. A.M. Горького. Лекторов и слушателей приветствовал ректор УрГУ член-корреспондент РАН В.Е. Третьяков, после чего слово было предоставлено академикам-лауреатам.



Академик Борис Васильевич Литвинов. Фото С. Новикова.   Академик Борис Васильевич Литвинов в своей лекции совершил экскурс в историю ядерной физики, перейдя затем к вопросам конструкции и механизма действия атомной бомбы (заслуги докладчика в этой области как раз и отмечены Демидовской премией).
   Открыв в конце XIX века явление радиоактивности, физики лишь постепенно стали представлять, что это, собственно, такое. Только в 1911 г. Резерфордом было открыто атомное ядро, структура которого, впрочем, уточняется до сих пор. Исследования ядра требуют сложнейшего оборудования, дорогостоящие установки для этих процессов есть сейчас в распоряжении России, США, Франции и Японии. Деление ядра было открыто в 1939 г. как  самопроизвольный процесс, в природе происходящий достаточно редко. К этому времени уже была разработана теория ядерного синтеза, экспериментально доказанная лишь в конце 1950-х. Э. Ферми открыл искусственное деление атомного ядра, и, к несчастью, это открытие по времени совпало с фашизацией Европы и началом Второй мировой войны. А ведь первоначально французские физики предполагали использовать это явление в мирных целях, в разработке мощного корабельного двигателя. Ученые, бежавшие от фашизма в США, создавали атомную бомбу, стараясь опередить в этой области Германию. Президент Рузвельт «дал добро» на эти исследования, и первым административным шагом стал запрет на публикацию их результатов. Так появился режим секретности, который в России (зачастую неумно и недальновидно) начали частично отменять в годы перестройки. Б.В. Литвинов рассказал о ядерных материалах, о принципиальной схеме атомной  бомбы и взаимосвязях между ядерной наукой и технологией производства атомного оружия. Создание механизма бомбы, по его словам, — процесс, требующий огромной точности, системного согласования. «Это был героический труд. Это был период «штурма и натиска». Но что нас тогда вело? Говорят, что не Бог нас вел». Тем не менее сделать советскую бомбу было необходимо. В кратчайшие сроки ее разработчики должны были решить массу конструкционных задач, вопросов безопасности, повторить результат первого американского ядерного взрыва и на этом примере научиться делать советские атомные бомбы, используя имплозию сходящейся детонационной волны, а потом шагнуть дальше, создав термоядерную бомбу, используя фотонную имплозию, т.е. достигнуть энерговыделений ядерного взрыва на несколько порядков больше. Это и было сделано в Советском Союзе.

Используя опыт разработки ядерного оружия, мы применили его и для обычных взрывов, т.е. взрывов химических взрывчатых веществ, научились управлять ими, в сотрудничестве, в частности, с Институтом физики металлов.

Ядерная физика, — заключил академик Б.В. Литвинов, — наука изумительно красивая. Она стимулировала развитие математики. На нее работают самые совершенные вычислительные машины. Но ядерная техника требует исключительного внимания и аккуратности в обращении. Не зря китайская поговорка гласит: «Севший на тигра не будет счастлив». Уже погибло много людей. Не решена проблема ядерных отходов. Оружия произведено предостаточно, но что с ним делать дальше? Ответа на этот вопрос не знает никто в мире.

Выступивший по окончании лекций В.Е. Третьяков выразил надежду, что лет через пятьдесят кто-то из сегодняшних студентов, сидящих в зале, окажется на этой сцене в качестве докладчика-лауреата. «Почему через пятьдесят? — немедленно ответили ему из зала. — Возможно, и через двадцать. . .»


Подготовила Е. ИЗВАРИНА
На фото С. НОВИКОВА: Б.В. Литвинов.



 

27.02.04

 Рейтинг ресурсов