Человек и дело его жизни
К 100-летию со дня рождения B.Г. Плюснина


Василий Григорьевич Плюснин.   Василий Григорьевич Плюснин, родившийся в многодетной крестьянской семье и познавший с ранних лет тяжелый крестьянский труд, выделялся среди многочисленных братьев и сестер огромной тягой к знаниям. После окончания церковно-приходской школы  он поступил в высшее начальное училище при Сось­винском заводе. Старшая сестра вспоминала: «Вася нередко возвращался домой голодный и ободранный, пройдя пешком тридцать километров. Отец говорил ему: «Вася, брось ты эту учебу, ты же умрешь!» и получал ответ: «Умру — а учиться не брошу…». Одновременно Василий Плюснин работал слесарем в механическом цехе. Окончив рабфак, он поступил на химико-металлургический факультет Уральского политехнического института. Еще студентом он начал работать на кафедре органической химии у только что приехавшего на Урал Исаака Яковлевича Постовского. Их первая совместная работа была посвящена изучению нового месторождения нефти в районе реки Чусовой. В результате этих исследований была разработана технология обессеривания нефти с помощью сконструированной Василием Григорьевичем установки. Результаты этой работы И.Я. Постовский доложил на международном конгрессе по промышленной химии в Барселоне, и их высоко оценило международное научное сообщество.

После окончания института Василия Плюснина оставили на факультете для научно-педагогической работы. Бурное развитие промышленности в годы первых пятилеток ставило перед учеными практические задачи. Василий Григорьевич занимался проблемой полукоксования углей и исследованием полученных первичных смол. Наряду с Н.Н. Рогаткиным и И.Я. Постовским он стал одним из организаторов Восточного углехимического института (ВУХИН).

После защиты кандидатской диссертации Василий Григорьевич заведовал кафедрой общей химической технологии. Вот заметка из газеты «Уральский рабочий» того времени: «Проблема получения закиси азота высочайшей чистоты, позволяющей применять ее для обезболивания, в СССР не решена…24 февраля Уральским индустриальным институтом было взято обязательство в кратчайший срок приготовить закись азота высокого качества в количествах, необходимых для проведения опытов над животными и людьми… С момента подписания обязательства бригада молодых научных работников в составе: бригадира-аспиранта В.Д. Пономарева и членов бригады — доцента С.Ф. Крылова, доцента В.Г. Плюснина и аспиранта И.К. Пятунина в кратчайший срок собрала аппаратуру, смонтировала ее, изучила технологический процесс и 19 марта выдала первую пробу закиси азота необходимого качества».

По-видимому, закись азота была одной из эпизодических работ  Василия Григорьевича. Он был верен «топливной» тематике и после создания кафедры нефти стал ее заведующим. Не мог он оставаться в стороне и от проблем, поставленных перед сотрудниками УФАНа, — изучения возможности комплексного использования первичных и генераторных смол, углей и нефти уральских месторождений. Сразу после защиты кандидатской диссертации в 1934 году он начал работать (по совместительству) в лаборатории органической химии и пирогенных процессов Уральского филиала АН СССР, а через два года возглавил ее.               

В то время научное направление лаборатории диктовалось нуждами развития производственных сил Урала, в частности ученые исследовали химический состав нефтей, битумов Урала и Поволжья, разрабатывали способы обессеривания нефтей, изучали свойства и методы переработки первичной смолы бурых челябинских углей.              

В годы Великой Отечественной войны сотрудники лаборатории под руководством В.Г. Плюснина работали на нужды военного времени, в первую очередь занимались поиском новых катализаторов для получения высокооктановых топлив и высококачественных смазочных масел.

С 1948 года основным научным направлением Василия Григорьевича и его сотрудников стало исследование каталитических свойств фтористого водорода в процессах очистки нефтепродуктов от непредельных и сернистых соединений, в реакциях гидродегидрополимеризации, изомеризации и алкилирования. Обобщение обширного экспериментального материала по изучению реакции алкилирования ароматических соединений позволило В.Г. Плюснину создать и обосновать теорию замещения атомов водорода в ароматическом ядре алкильными группами, дать количественные характеристики реакционной способности бензола и его гомологов в зависимости от величины и структуры заместителя и катализатора. Эти исследования стали основой его докторской диссертации, которая была защищена в 1955 году.

После войны В.Г. Плюснин был назначен заместителем директора Института химии и металлургии, а позднее руководителем отдела химии при президиуме УФАН СССР. Василий Григорьевич проделал огромную организационную работу, и в 1956 году президиум УФАН принял постановление о создании Института химии, а Василий Григорьевич был назначен его директором.

Возглавляя институт в течение почти двадцати лет, В.Г. Плюснин продолжал заниматься фундаментальными исследованиями. В 50–60-е годы в лаборатории под его руководством проводились изыскания заменителей канифоли на основе нефтехимического сырья и путей облагораживания низкосортной экстракционной канифоли. Путем полимеризации непредельных соединений смол пиролиза в присутствии фтористого водорода были получены полимеры, которые с успехом заменяли натуральную канифоль в производстве лак-олифы, могли использоваться в асбестосмоляных плитах и в качестве пластификаторов синтетических каучуков. По схеме, разработанной в лаборатории, на Чапаевском химическом заводе в течение 10 лет работала опытно-промышленная установка по получению полимерных смол и лак-олифы с ежегодным экономическим эффектом около 500 тыс. рублей.

Закономерности электрофильного замещения в ароматическом кольце алкильными группами изучались в лаборатории Василия Григорьевича и с использованием в качестве катализаторов хлористого алюминия и серной кислоты. Фтористый водород как катализатор был использован в процессе получения высокостабильных турбореактивных и дизельных топлив на основе высокосернистых нефтей Башкирии.

Наряду с каталитическим направлением и химией высокомолекулярных соединений (лаборатория С.С. Спасского) в Институте химии под руководством В.Г. Плюснина начали развиваться другие перспективные исследования. В 1959 году в институт был приглашен один из ведущих ученых страны в области химии фторорганических соединений, лауреат Государственной премии, доктор технических наук Б.Н. Лундин, один из авторов знаменитой смазки УПИ. Под руководством «отца уральских химиков-органиков» профессора И.Я. Постовского шли работы по синтезу противолучевых препаратов, на основании которых была открыта лаборатория детоксицирующих средств во главе с молодым кандидатом наук Н.И. Латошем. В.Г. Плюснин поддерживал и способствовал развитию исследований в области неорганической химии под руководством профессора А.К. Шаровой и ее сотрудников. В это время было открыто несколько лабораторий неорганического профиля, в ряде работ которых В.Г. Плюснин также принимал непосредственное участие.               

Как ученый и опытный организатор науки Василий Григорьевич понимал необходимость усиления фундаментальных исследований. В 1964 году он пригласил на работу молодого, энергичного, талантливого специалиста в области химии свободных радикалов Р.О. Матевосяна, который возглавил направление теоретической химии и стал заведующим созданной в институте лаборатории строения и реакционной способности.               

В.Г. Плюснин высоко ценил и поддерживал инициативу своих сотрудников. Так, он поддержал предложение кандидата химических наук Л.Б. Радиной провести поисковые работы в области синтеза противоопухолевых препаратов. Эти разработки позволили впоследствии открыть новую лабораторию и получить ряд препаратов, обладающих противоопухолевой активностью, в частности, препарат нитруллин (современное название «лизомустин»).

Особое внимание В.Г. Плюснин уделял становлению новых методов исследования вещества, приобретению и обновлению исследовательского оборудования, оказывал поддержку развитию методов квантовохимических расчетов органических и неорганических соединений. 

В годы его работы на посту директора института были получены производственные площади в двух зданиях. Особенно нелегко было «выбить» помещения в здании по улице Первомайской. На заседаниях президиума ему приходилось буквально отстаивать каждый квадратный метр. Порой он приходил с этих заседаний,  «выжатый, как лимон». Таких же трудов стоило ему добиться квартир для своих сотрудников, и к концу 60-х годов в очереди на получение жилья стояли только те, кто нуждался в улучшении жилищных условий.               

Демократичность и простота в общении снискали Василию Григорьевичу уважение и любовь сотрудников. Он лично беседовал с поступающими на работу молодыми специалистами, узнавал условия их жизни, семейное положение, интересы, оценивал возможности. Сотрудники практически в любое время могли зайти к нему в кабинет и поделиться своими проблемами. Будучи председателем партбюро УФАНа, он не раз поддерживал ученых, попавших в «черный список», давая им положительные характеристики.

Василий Григорьевич был очень энергичным и жизнелюбивым человеком. Несмотря на тяжелую болезнь, он оставался в институте консультантом и работал почти до самых последних дней жизни. В 70-е годы в его лаборатории проводились исследования каталитических превращений ароматических и фторорганических соединений в присутствии сложных оксидных систем и металлокомплексных катализаторов. В.Г. Плюснин активно включился в изучение новых для него процессов, пытаясь тут же проверять свои идеи на практике с помощью простейших приспособлений в домашних условиях.

В свободное время Василий Григорьевич с увлечением занимался живописью. Его пейзажи до сих пор украшают стены в квартирах его родных и знакомых.

Василий Григорьевич Плюснин оставил о себе добрую память. Прошло 25 лет с тех пор, как его нет с  нами, но его дело продолжает следующее поколение ученых. Институт химии вырос и впоследствии разделился на два института. Они выстояли в трудные годы перестройки и продолжают успешно развиваться. 


О.В. Корякова (Плюснина),
Е.В. Заболоцкая (Плюснина)



 

19.03.04

 Рейтинг ресурсов