1 апреля


ЧТО, НЕ СМЕШНО?

Признаться, моя попытка подготовить специальный раздел газеты, посвященный первому апреля, потерпела полное фиаско. Ориентируясь на классические образцы (См.: Физики продолжают шутить. — М., Мир, 1968. — 320 с.), я полагал, что смогу отыскать в пескрайних просторах Интернет что-либо более-менее подходящее для данного случая. И не нашел.               

Объясняя свою неудачу объективными причинами (а какими же еще?), я сделал вывод, что ученый исчез из масоового художественного сознания именно как устойчивый тип, то есть фольклорный персонаж. Есть анекдоты о студентах, о медиках, о программистах (более того, в отдельных классификаторах Билл Гейтс занимает место на равных со Штирлицем, представителем неназываемого из политкорректности северного народа и устойчивой парой Петька–Василий Иванович). Однако наука как таковая выпадает из разряда смешного.               

По всей видимости, дело здесь не в реальных трудностях современной российской науки (это никогда никого не останавливало, тем более — самих ученых), не в падении интеллектуального и образовательного уровня смеющихся (по-настоящему смешное не требует знания констант), а в появлении вокруг нас новых безбрежных пластов подлежащего осмеянию материала.

Именно с этой точки зрения подхожу я к анонимному тексту «Охота на слонов» (см. приложение 1), усматривая в нем явные параллели с классическим трудом Г. Петарда «К математической теории охоты» (Указ. соч., с. 261–264). Обратите внимание, что сюжет здесь строится именно на переходе «от науки к практике».


ОХОТА  НА СЛОНА

МАТЕМАТИКИ охотятся на слонов, двигаясь по Африке, отвергая все, что не слон, и ловя одного из того, что осталось. ОПЫТНЫЕ МАТЕМАТИКИ докажут существование по крайней мере одного теоретического слона и затем оставят обнаружение и поимку фактического слона как задание для своих аспирантов.

ПРОГРАММИСТЫ охотятся на слонов, осуществляя следующий алгоритм: 1. Поехать в Африку. 2. Начать с мыса Доброй Надежды. 3. Постепенно двигаться к северу, пересекая континент поочередно с востока на запад и с запада на восток. 4. В течение каждого прохода: а) ловить каждое замеченное животное; b) сравнить каждое пойманное животное с известным слоном; с) остановиться, когда обнаружено совпадение. ОПЫТНЫЕ ПРОГРАММИСТЫ изменяют алгоритм, размещая слона в Каире, чтобы гарантировать, что алгоритм закончится.

ЭКОНОМИСТЫ не охотятся на слонов, но они полагают, что, если слоны достаточно мотивированы денежным вознаграждением, они будут охотиться на себя сами. ОПЫТНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ никогда не видели слона, но они попробуют охотиться в одиночку, маневрируя процентными ставками.

МАРКЕТОЛОГИ ловят первое серое животное, которое они видят во время М, и называют это слоном. ОПЫТНЫЕ маркетологи при этом добавляют, что имеется небольшая вероятность того, что животное, которое они поймали, является мышью.

КОНСУЛЬТАНТЫ не охотятся на слонов, и многие никогда не охотились ни на кого вообще, но их можно нанять с почасовой оплатой, чтобы советовать тем людям, которые охотятся. ОПЫТНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ могут также рассчитать корреляцию размера шляпы и цвета пули к эффективности конкретных стратегий охоты на слона при условии, что кто-то еще идентифицирует слонов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ не охотятся на слонов, но они разделят слонов, которых вы поймаете с людьми, которые голосовали за них. ОПЫТНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ заберут слона себе целиком и обвинят прессу.

ПРОДАВЦЫ не охотятся на слонов, но проводят свое время, продавая слонов, которых они не поймали, с поставкой на два дня раньше, чем открывается сезон охоты на слонов. ОПЫТНЫЕ ПРОДАВЦЫ отгружают первое животное, которое они поймают, и выписывают счет на слона.

ПРОДАВЦЫ КОМПЬЮТЕРОВ ловят любых серых животных наугад и продают любых из них, кто весит в пределах плюс или минус 15% от любого предварительно измеренного слона.ОПЫТНЫЕ ПРОДАВЦЫ КОМПЬЮТЕРОВ ловят серых кроликов и продают их как настольных слонов.

 

Что касается анекдота, то данный жанр вообще претерпел огромные потери из-за свободы слова: распространение в письменном виде лишает его большей части обаяния и даже исконной «живучести». Честно говоря, героем анекдота всегда был не столько «ученый», сколько «интеллигент в шляпе», и появление «программиста» или «хакера» — это, пожалуй, достижение. Но и здесь лучшие сюжеты находятся не «внутри» специальности (см. приложение 2).


Ползет по улице в драбадан пьяный хакер. Еле руки и ноги передвигает. А навстречу ему другой, трезвый.

— Вась, ты чего? Ведь ты же неделю назад закодировался!

— А я, ик, в-вчера к-к-код подобрал...

Долгое вpемя сyществовала гипотеза, что, если миллион обезьян посадить за пишyщие машинки, то по теоpии веpоятности чеpез некотоpое вpемя они напечатают «Войнy и миp». Тепеpь — с pазвитием Интеpнета — мы знаем, что это не так...

— Ну и пусть говорят, что использовать в качестве пароля имя своего кота — дурной тон! RrgTt_fx32!b, кыс-кыс-кыс...

 

Возвращаясь к историко-иллюстративному анализу (каковой, несомненно, украшает любой научный труд), не могу отказать себе в воспроизведении двух чудесных цитат. Речь идет о восприятии научной темы художественным сознанием 30-летней давности. Многие читатели без труда узнают рисунки Ю. Макарова — классического иллюстратора советской научной фантастики 1970-х гг. (см. приложение 3). Вглядитесь в изображение и тексты. А ведь в свое время мы это читали абсолютно всерьез!




…Я подошел к пульту и тут увидел, как за мной медленно поворачивается шарнирный тубус объектива. Стеклянный глаз пристально посмотрел на меня, так, во всяком случае, мне показалось, и все тот же голос произнес:

— Я вас не знаю. Назовите, пожалуйста, свое имя и фамилию, год и место рождения, образование, место предыдущей работы.

Я почувствовал, что вспотел, и мне вдруг захотелось перекреститься и воскликнуть: сгинь, нечистая сила, изыди, сатана.

…Совершенно машинально я выполнил просьбу машины.

З.Юрьев. Белое снадобье. — Искатель, № 4, 1973, с. 83-86.





 

…долго экспериментировать не пришлось. Как только в точке гамма-излучения понизили температуру до двадцати градусов вместо нормы, соответствующей температуре человеческого тела, на экране развернулось удивительнейшее зрелище, а приборы зафиксировали взрыв биологических процессов. Видеокартина напоминала замедленный взрыв или извержение некоего микровулкана, причем плазма крови активно участвовала в этом крошечном биокатаклизме…

Ю. Тупицин. Перед дальней дорогой. — Искатель, № 6, 1976, с.149-150.


А. ЯКУБОВСКИЙ



 

05.04.04

 Рейтинг ресурсов