Техническая реальность или жизненный мир человека?


М.М.Шитиков. Философия техники. Учебное пособие. — Екатеринбург, 2004, 100 стр.



М.М.Шитиков. Философия техники. Учебное пособие. — Екатеринбург, 2004, 100 стр.   «Философия техники» — новая научная и учебная дисциплина, свидетельствующая о том, что философия продолжает чутко реагировать на качественные изменения окружающей действительности. Вопреки постоянным внутренним распрям между отдельными школами и направлениями, и постклассическая, и неклассическая, и даже постнеклассическая философия последних двух столетий от К.Маркса до М.Хайдеггера, техническую реальность, техническое творчество, научно-технический прогресс сделали предметом своего совместного пристального внимания.
   Нужно ли кого-то убеждать (особенно если речь идёт об учащейся молодёжи), что мы живём в мире, до предела насыщенном техникой? Дух техники пронизал структуру мысли и стал техникой духа. Современный язык выражает эту ситуацию с той лёгкостью и непринуждённостью, с которой слово «техника» соединяется со множеством других, обозначающих различные виды человеческой деятельности: управление, воспитание, обучение, врачевание, рисование, пение и т.д. Сегодня оно даже приложимо к таким понятиям, как общение, любовь, устранение конфликтов (с.27). Автор пособия не без оснований полагает, что за этой словесной экспансией стоит реальная тенденция усиления роли технического отношения к миру, нередко в ущерб другим типам мироотношения, например, познавательному, эстетическому, нравственному и т.д.

Интересны размышления автора о сущностных свойствах техники, которые связываются с двумя её аспектами. Во-первых, отмечается, что техника есть инструментальный способ отношения к миру, материально обеспечивающий жизнедеятельность людей (с.29). С помощью техники, как это показал К. Маркс, человек вступает в контакт с природой как таковой с целью утилитарного её присвоения в соответствии со своими замыслами и целями (с.30).  Во-вторых,  для проникновения в сущность техники автор использует идеализированную схему человеческих действий, созданную известным социологом ХХ в. М. Вебером. М. Вебер построил типологию, признающую высшей формой поведения «целерациональные действия», к которым он относил деятельность бизнесменов, чиновников, учёных.

На втором месте у Вебера стоят действия «ценностнорациональные», построенные в соответствии с религиозными или нравственными ценностями, т.е. такими конечными целями, которые не поддаются чисто рациональной интерпретации. Так, например, верующий человек, отказывающийся от мясной пищи во время религиозного поста, олицетворяет собой тип «ценностнорационального действия». Далее у Вебера следует эмоциональный («аффективный») тип поведения и заключает эту иерархическую схему «традиционный» способ действия по логике «как все, так и я». М.М. Шитиков полагает, что «техническое мироотношение рационально, предполагает сознательный выбор линии поведения, способа действия  по отношению к миру, но в отличие от эстетического, является «целерациональным», а не «ценностнорациональным» (с.27). Поэтому техническая реальность по-настоящему сформировалась в Новое время, т.е. в эпоху безраздельного господства классической науки и, в частности, классической механики.

Средневековое ремесло к технике прямого отношения не имело. Мастер средневекового цеха делал вещь целиком и исполнял её не «на продажу», а «на заказ», по индивидуальной мерке и вкусу. Техническая реальность формируется совсем в иных социальных условиях. Здесь мы подходим к ключевым положениям автора. Техника — средство дифференциации целостной производственной деятельности на абстрактные элементы. Только в условиях капиталистического общества трудовая деятельность становится анонимной и по тому, как она осуществляется, и по тому, кем и как потребляются произведённые в её процессе готовые продукты. Техника — отчуждённое инструментальное отношение человека к действительности. Она (техника) противостоит жизненному миру человека, т.е. сфере, где воплощены истинные человеческие качества, ещё не разрушенные интеллектуальной рефлексией, процессом рационализации (с.21). «Первоначальное отношение к миру — ценностно-ориентированное…» (с.32). Техническая реальность и жизненный мир представляют собой бинарную оппозицию современного индустриального общества,  и в этом заключена основная его проблема.

Техническая реальность проходит стадию становления в форме машинной индустрии в буржуазном обществе и вещно выражает соответствующие капитализму (точнее, классическому индустриальному обществу XIX в.) «целерациональные» отношения между людьми. Совокупный субъект технической деятельности порождает необходимость в координации усилий всех участников сложного технического процесса. Коллективный характер технической деятельности обусловливает прагматическое отношение к людям, «винтикам» единого производственного механизма (с.69).

Философы различных мировоззренческих ориентаций, признавая огромную притягательность идеи технического прогресса, видя широкие возможности для технического творчества, способного удовлетворить заветные чаяния человечества, сходятся во мнении относительно угроз, исходящих из перспективы бесконтрольного развития техники. Запруда и мельница на мелкой степной речушке не портят сельского пейзажа, плотина и гидроэлектростанция превращают природную стихию большой реки и окружающий ландшафт в элементы технической реальности: не плотина при реке, а река при плотине. Как утверждал философ ХХ в. М. Хайдеггер, контуры и смысл технической реальности не осознаются человечеством в полной мере, сохраняется иллюзия, что эту реальность можно отменить по собственному произволу.  Однако техника, хотя она и рукотворна, также укоренена в структуре человеческого бытия, как звёзды на ночном небе. Задача заключается в том, чтобы постоянно наполнять техническую реальность ценностным содержанием, сделать её частью жизненного мира человека. Автор известной работы «Человек и машина» русский философ Н.А. Бердяев выражал надежду, что на смену нынешнему времени безраздельной власти техники придёт эпоха не отрицания техники, а её подчинения духу. Таким образом, философия техники формируется в атмосфере двойственной оценки достижений индустриального общества.

Может быть, в книге недостаточно явственно прозвучало лишь то, что современный социум формирует ценностные представления людей не столько в процессе идеологической обработки массового сознания со стороны политических элит и их литературных представителей, сколько опирается на маркетинговые механизмы либерального общества. Поэтому будущее техники определяется сегодня здравым смыслом всех рядовых участников гражданской жизни.

Представляемое нами учебное пособие профессора М.М. Шитикова написано на высоком научном уровне, в нём читатель найдёт обсуждение важных мировоззренческих вопросов, связь отдельной дисциплины с общим философским контекстом. Книга даёт представление о развитии научного и технического знания, о закономерностях технического творчества, о различных концепциях на существо «философии техники» в отечественной и зарубежной литературе. Большим достоинством пособия является язык, на котором просто и глубоко рассказано о важных проблемах современной философии, и поэтому мы с полным правом можем рекомендовать эту небольшую книжку аспирантам и соискателям, готовящимся к сдаче экзамена кандидатского минимума по философии.


Зав.кафедрой философии
ИФиП УрО РАН, доктор философских наук
Ю.И. Мирошников



 

01.07.04

 Рейтинг ресурсов