Дайджест



ЖИЗНЬ НА  ВЕНЕРЕ?

На таинственно занавешенной облаками Венере фантастам рисовались «космические тропики» — буйные джунгли, кишащие неведомой жизнью. Но данные с борта советских и американских аппаратов, летавших к Венере в 60–70-х годах, поставили крест на этих мечтах. Температура на поверхности планеты оказалась около 4700, давление — как в глубинах земных океанов, и вдобавок тысячи вулканов и яростные ураганы, бушующие в атмосфере, почти целиком состоящей из углекислоты. Вывод астрономов был единодушен: жизнь в таких условиях невозможна. Однако сегодня появилась новая гипотеза: группа ученых университета Эль-Пасо (Техас) предполагает, что в прежние эпохи Венера была влажной и прохладной, и там вполне могла возникнуть жизнь. В раскаленном аду сегодняшней планеты жизнь могла сохраниться лишь в форме бактерий, обитающих в окутывающих Венеру облаках. Там, на высотах около полусотни километров, и температуры вполне «терпимы» для микробов-экстремалов: от 50 до 70 градусов. А пары воды и газовый состав облаков, по мнению ученых из Эль-Пасо, — это и возможное питание для бактерий, и защита от губительного  ультрафиолета. Проверить гипотезу, казалось бы, нетрудно: в ноябре будущего года с космодрома Байконур должен отправиться  «Venus Ecspress»,  первый посланец Европейского Космического Агентства, чья задача — многомесячные исследовательские орбитальные облеты Венеры. Авторы гипотезы обратились к руководителям проекта с просьбой взять пробу газов на высоте полсотни километров над Венерой для анализа «есть ли бактерии». Об ответе пока ничего не известно.


«ПРОДВИНУТАЯ»  ВОРОНА                              

Безвестная ворона с тихоокеанского острова Новая Каледония прославилась на весь мир в 2002 году, когда оказалось, что она умеет пользоваться инструментом, который сама же изготовила. Раздобыв кусок проволоки, она клювом согнула его в виде крюка — только так можно было достать припрятанную пищу. С тех пор Бетти, как назвали «продвинутую» ворону, живет в лаборатории Оксфордского университета. Эксперименты неизменно подтверждают сообразительность птицы. Например, из нескольких предметов Бетти безошибочно выбирает тот, что служит «ключиком» к коробке с кормом. Живут вороны, как известно, долго, и впереди у Бетти — целая серия усложняющихся экспериментов, которые должны определить «грани способностей» птицы. Тем более, у нее появился вороненок: отделив его от матери, орнитологи надеются уяснить, передаются ли вороньи способности генетически или путем родительского обучения. Кстати, установлено, что вороны Новой Каледонии вообще сообразительней своих материковых соплеменниц. Ученые объясняют это экологическими особенностями острова: там нет крупных хищников, и воронам не приходится рассчитывать на падаль. Вот они и стали изобретательней в поисках пищи.            


СТАЛЬНОЙ  МАМОНТ

Ежегодно в США выпускается несколько десятков грузовиков-гигантов грузоподъемностью более 300 тонн: они используются на угольных и рудных разрезах в самой Америке, в Австралии, ЮАР, Чили и некоторых других странах. Но грузовик, построенный компанией «Liebherr» по проекту ее главного конструктора Фрэнсиса Бартли, — мамонт среди всех большегрузов. Высота этого самого большого в мире грузовика 7,4 метра, мощность — 3650 лошадиных сил; за один рейс он может перевезти 365 тонн груза. Если учесть, что и пустой гигант весит более 200 тонн, то с грузом его вес почти утраивается. Выпускать стального мастодонта на автомагистрали нельзя: он просто раздавит дорогу, не говоря уже об угрозе транспорту. Но на утрамбованной трассе от экскаваторов до железнодорожного состава самосвал-гигант, чья скорость не более 60 км в час, вполне  себя оправдывает — он экономичней колонны грузовиков, которую успешно заменяет. Ф. Бартли мечтает модифицировать своего стального мамонта. Надежда конструктора — топливные батареи. Если удастся заменить ими нынешний мощный дизель и генератор, дающий ток двум электромоторам, «тепловоз без рельсов»  станет легче и экономичней.


По материалам  «New Scientist» подготовил М. НЕМЧЕНКО




 

05.10.04

 Рейтинг ресурсов