Николай Зубарев: "решение - вопрос удачи..."


Ведущий научный сотрудник группы нелинейной динамики плазмы Института электрофизики УрО РАН доктор физико-математических наук Николай Михайлович Зубарев стал обладателем Государственной премии РФ для молодых ученых за работу под названием «Нелинейные явления в электродинамике жидкостей со свободной поверхностью». Ощутить признание и поддержку своего труда на государственном уровне — безусловно, приятно. Но в нашей беседе с недавним лауреатом главенствовали не регалии и торжественные «вехи». Николай Михайлович, как мне показалось, — человек скромный, а точнее — умеющий в разговоре сконцентрироваться на главном. С увлечением рассказывает о деле, с гордостью — о семье (жена — коллега и соавтор, две любимые дочки), и весьма немногословно — о «жизненном пути», что и простительно в 33 года…




Доктор физико-математических наук Николай Михайлович Зубарев.   — И все-таки: с чего начинался ваш путь в физику, в академическую науку?
   — Я окончил Московский физико-технический институт, а до этого — школу №13 в Екатеринбурге. У МФТИ была выездная приемная комиссия в Челябинске — просто недалеко было ехать, чтобы подать документы. К тому моменту основным для меня уже был вопрос выбора вуза, а не выбора профессии как таковой. В столицу я уехал по семейной традиции — там учились родители, оба моих деда заканчивали московские военные академии.               

— У кого вы учились?

— Наша школа была по своему направлению, скорее, гуманитарной. Учителя были действительно интересные, но — в далеких от физики областях. Что же касается института… Московский Физтех — это конвейер по подготовке научных кадров. Зачастую невозможно установить личные отношения с педагогом. Мы сдавали множество дисциплин множеству преподавателей, сменявших и легко замещавших друг друга. Можно было выбирать, чьи лекции слушать по определенному предмету. Я с интересом ходил на лекции по матанализу к профессору Лидскому. Старался не пропускать лекций и семинаров по математической физике Н.Х. Ибрагимова…

Но мне лично кажется, что больше всего мы, студенты, учились друг у друга. Живя в общежитии, мы общались «по 24 часа в сутки», а поскольку ребята у нас были очень интересные, талантливые, то именно это и оказывало наибольшее влияние на формирование личности.

— Вы упомянули «конвейер по подготовке научных кадров». То есть студентов целенаправленно готовили для исследовательской работы?

— Да. Большинство выпускников оставалось и остается в науке. Другое дело, что, начиная с 90-х гг. многие ребята уезжают работать за пределы страны.

— Лично у вас были какие-то перспективы за границей?

— Я думаю, были. «Технология» такого трудоустройства известна. Когда многие мои знакомые начали рассылать документы по западным университетам, я тоже стал подумывать об отъезде. Напомню, что в то время неизвестно было, уцелеет ли Академия наук вообще. Но как раз в это время появились первые результаты моей работы в ИЭФ, и я как-то втянулся…   

— МФТИ, его выпускники — высоко ценятся в мире?

— Престиж физтеховского образования очень высок. Людей оттуда брали и сейчас берут в сколь угодно престижные университеты. «Физтехи» сегодня работают в большинстве ведущих научных групп на Западе. Но проблема-то на самом деле не в том, что люди уезжают работать за границу, а в том, что начался отток кадров, «утечка мозгов» в коммерческие структуры…

— …поскольку, когда дело касается заработной платы, с ними до сих пор не может конкурировать «бюджетная» наука?

— Это так. Правда, в последние годы появились негосударственные фонды, поддерживающие молодых исследователей: Фонд содействия отечественной науке, фонд «Династия» (я являюсь его стипендиатом)… Это — ощутимая поддержка для тех, кто действительно хотел бы заниматься наукой в конкретном институте у себя на родине. Но, конечно, если человек решает уйти в коммерцию или уехать на Запад, — тут эти фонды конкурировать не могут.

— Но есть еще и Государственная премия для молодых ученых в области науки и техники. В этом году ею отмечена ваша работа…

— Это теоретическая работа, посвященная исследованию нелинейных явлений в электрогидродинамике — явлений, связанных с формированием за конечное время особенностей (острий, заостренных лунок) и существенными изменениями геометрии системы (формированием капель, пузырей, струй). Примером подобной ситуации может быть поведение проводящей жидкости со свободной поверхностью в сильном электрическом поле. Неустойчивость ее поверхности ведет к взрывному росту возмущений, при котором нарушается условие малого угла наклона поверхности — условие, необходимое для применимости линейной теории. На первый план выходят нелинейные эффекты, описание которых зачастую требует нахождения точных решений соответствующих уравнений движения. В своей работе я предложил решение некоторых таких задач. Так, в частности, описана динамика зарождения конических острий на поверхности жидкого металла в электрическом поле, играющая ключевую роль в инициировании эмиссионных процессов на жидких электродах. Найдены точные решения уравнений движения жидкого гелия с сильно заряженной электронами поверхностью, решения классической задачи о возможных стационарных конфигурациях поверхности проводящих жидкостей в электрическом поле.                

— В России, за рубежом — кто-нибудь еще занимается сходными проблемами?              

— В России над аналогичными задачами работает группа в Ярославском университете и группа в Институте физики твердого тела (Черноголовка). Но они исследуют в основном линейные и слабонелинейные явления в электрогидродинамике. Моя же тема — сильнонелинейные явления, что с точки зрения теории — совсем другое дело. Кроме того, сходные с математической точки зрения проблемы рассматриваются в некоторых разделах физики и механики, не имеющих непосредственного отношения к электрогидродинамике. Например, уравнения, задающие равновесную конфигурацию заряженной поверхности проводящей жидкости, были практически одновременно со мной решены специалистами из MIT и Института Макса Планка. При этом они работали совсем в другой области — изучали геометрию воздушного пузыря во вращающейся жидкости.

Надо сказать, в нелинейную физику идут немногие: здесь можно потратить много сил и времени на какую-либо задачу, но так ее и не решить. Решение — вопрос удачи, его может и не быть вообще. Но именно это мне и интересно. Скучно заниматься проблемами с предсказуемыми решениями. Бывают в нашем деле сюрпризы, и не всегда со знаком «плюс», но решение задачи, как видите, может автору и Госпремию принести.

Н.М. Зубарев — неоднократный лауреат конкурсов молодых ученых Института электрофизики и всего Уральского отделения РАН. В 2001 г. он выиграл грант-стипендию конкурса «Молодые ученые России», в 32 года защитил докторскую диссертацию по теме «Формирование особенностей на свободной поверхности жидкости в электрическом поле» (из тридцати трех нынешних молодых лауреатов Государственной премии он единственный — доктор наук).

— Николай Михайлович, уже несколько лет вы являетесь председателем Совета молодых ученых Института электрофизики. Какие проблемы приходится решать в этой должности?

— В нашем институте молодежь себя чувствует достаточно хорошо. Регулярно проводятся конференции молодых ученых, по их итогам присуждаются премии. Сравнительно высока средняя заработная плата, да и руководство всегда готово помочь. Но я считаю, что деньги надо зарабатывать своим умом и своими силами, их у нас вполне достаточно.


Беседовала Е. ИЗВАРИНА



 

20.10.04

 Рейтинг ресурсов