Наука и коммерция: диалог через океан


Российско-американский семинар «Инновационная деятельность и прибыль», начавшийся в зале президиума УрО РАН, собрал представителей академической и отраслевой науки, вузов, крупных уральских предприятий.

С американской стороны присутствовали профессор Элвин Тривелпис (до выхода на пенсию — директор национальной лаборатории Оук Ридж и секретарь Национального департамента по энергии, заместитель министра энергетики США), Гленн Швайцер из Национальной академии наук, Марк Кроуэлл, возглавляющий программу по трансферу технологий в университете Северной Каролины, руководитель программы Министерства энергетики США «Инициатива ядерных городов» Джордж Померой, директор Института коммерциализации технологий университета Миссури Юджин Кренцель и другие.



 

Первое заседание семинара открыл доклад заместителя председателя УрО РАН, директора Института органического синтеза академика В.Н. Чарушина о развитии инновационной деятельности в Отделении. Обладая огромной территорией, третью всех земных полезных ископаемых, населением, составляющим 2,5 % от населения Земли, Россия в настоящее время поставляет лишь 0,13% наукоемкой продукции от общего ее объема на мировом рынке (для сравнения: доля Европейского Союза — 30%). Конечно, многое делается, чтобы исправить это положение, в том числе — силами организаций УрО РАН. В.Н. Чарушин охарактеризовал основные направления инновационной деятельности и внедренческой стратегии и привел множество примеров конкретных разработок — в области химических, биологических, информационных технологий, материаловедения и машиностроения, научного и медицинского приборостроения, совершенствования средств измерения и контроля. В последние годы созданы несколько инновационно-технологических центров, составляющих единую инфраструктуру, сами институты учатся продвигать свою продукцию на внутренний и внешний рынок, возрождается и расширяется сотрудничество с отраслевыми институтами. Но в целом результативность этой деятельности остается все же низкой. Зачастую в России даже труднее наладить соответствующие контакты, чем за рубежом. Российские предприниматели с большой неохотой вкладывают деньги в развитие высоких технологий, очень дорого патентование научных результатов и в стране, и особенно за рубежом. В партнерстве, в том числе и международном, приходится решать не только экономические, но также и юридические, психологические проблемы — все это говорит о необходимости таких совещаний, как настоящий семинар.

Профессор Э. Тривелпис говорил о сотрудничестве России и США в сфере исследований атома, атомной энергетики и продвижения на рынок соответствующих технологий. По его мнению, главное, чего добились и США, и Россия, — то, что сейчас в мире действует 400 реакторов, вырабатывающих 20% всей электроэнергии в мире, в США, в частности, 100 реакторов поставляют 20% энергии. На планете сейчас строится еще около 30 реакторов, но чтобы полностью удовлетворить энергетические потребности «третьего мира», их, возможно, понадобится до 1000. Но в последние годы в обеих наших странах сворачивается строительство атомных электростанций, и «будет очень грустно, если Россия и США, страны, когда-то открывшие ядерную энергию, окажутся вовсе в стороне от строительства этой тысячи реакторов». Другой пример мирного использования открытий атомщиков — медицина (в частности, помощь онкологическим больным). Важнейшие наукоемкие технологии последнего времени — производство суперкомпьютеров, компакт-дисков, расшифровка генома человека, сверхпроводящие материалы и др. Но, как водится, правительства требуют от ученых прежде всего «полезности» исследований. «Мы собрались, — подчеркнул Э. Тривелпис, — чтобы понять, что мы делаем для наших стран и сравнить подходы наших правительств к поддержке и финансированию науки, чтобы обсудить права на интеллектуальную собственность в процессе внедрения новейших разработок». Трансфер технологий можно сравнить с футболом и хоккеем — это прежде всего контактный «спорт», тесное партнерство, и лучший его вариант — когда «человек науки» находит общий язык с «человеком нужды». Американский опыт показывает: метод продвижения готовых технологий на рынок не всегда работает. Исследователю лучше сначала узнать действительные проблемы и нужды производства и тогда уже решить, как и чем он может помочь в каждом конкретном случае. По словам Э. Тривелписа, семинар в Екатеринбурге — отличная возможность обсудить все эти проблемы.

Советник «Инициативы ядерных городов» (NCI) Дж. Померой представил собравшимся эту программу, разработанную совместно Росатомом и Министерством энергетики США и включающую 69 проектов различных категорий. Ее главная цель — создание рабочих мест для сотрудников ликвидируемых по различным причинам ядерных лабораторий. И в США, и в России предприятия ядерного комплекса подвергаются сокращению, но это должен быть плановый процесс. Усилия партнеров должны быть сфокусированы на диверсификации экономики, конверсии, переходе на самофинансирование. «У нас уже есть успешные примеры сотрудничества с предприятиями Снежинска, Сарова, Железногорска, сейчас налаживаем связи с Заречным и Северском. Работаем в партнерстве как с городскими администрациями, так и с градообразующими НИИ — решаем вопросы коммерциализации высоких технологий, создания рабочих мест, создаем бизнес- и консалтинговые центры, фонды развития малого бизнеса, улучшаем коммуникации. На сегодня нами созданы либо расширены 26 предприятий, создано 1600 рабочих мест, проводится тренинг многих тысяч человек, организуются поездки делегаций этих городов в США. В Снежинске и Железногорске созданы Центры международного развития.»

Дж. Померой привел примеры сотрудничества с ядерными центрами российских закрытых городов и пояснил основные принципы этой работы: «Мы опираемся на то, что уже есть в городе и регионе — интеллектуальные и материальные ресурсы, транспорт, уровень развития бизнеса и т.д.». Конверсионный проект должен вписываться в стратегический план развития города и региона, к нему должны привлекаться местные предприниматели и менеджеры. При этом нужно ориентироваться на нужды производства и рынка, искать новые «ниши», пока свободные от конкуренции, и, естественно, прежде всего необходим хороший бизнес-план, в этом — залог успеха.

Заведующий лабораторией Института теплофизики УрО РАН Ю.Ф. Майданик сделал доклад о потенциале коммерциализации контурных тепловых труб на английском языке. Сферы применения этой разработки — автомобилестроение, космическая техника, электроника (прежде всего мобильные компьютеры). Сегодня она востребована не только российскими, но и американскими, китайскими, французскими компаниями. Но вновь докладчику пришлось говорить о сложности контактов с российскими предпринимателями и финансовых проблемах патентования.

Дальнейшую программу семинара составили доклады американских коллег о формах и методах трансфера высоких технологий, сообщения об инновационной деятельности отдела интеллектуальной собственности и инноваций УрО РАН, институтов высокотемпературной электрохимии, математики и механики, металлургии, ИТЦ «Академический» и Института инноватики и маркетинга  УГТУ-УПИ, РФЯЦ-ВНИИТФ в Снежинске и других уральских исследовательских и производственных организаций — что и можно считать международным обменом опытом, накопленным в области взаимосвязей науки, производства и рынка технологий.


Подготовила Е. ИЗВАРИНА



 

24.11.04

 Рейтинг ресурсов