К результативности без потерь


По традиции первый номер года «Наука Урала» открывает интервью с председателем УрО РАН академиком В.А. Черешневым, которого мы поздравляем с орденом «За заслуги перед Отечеством», врученным ему в конце декабря президентом страны В.В. Путиным. Но прежде чем перейти к председательским новогодним пожеланиям, мы  говорили о самом актуальном для научного сообщества — предстоящей реформе Академии.




Председатель Уральского отделения РАН Валерий Александрович Черешнев. Фото С. Новикова.   — Валерий Александрович, первым делом, если можно, несколько слов о прошедшем в Москве Общем собрании РАН, посвященном 250-летию МГУ. В прессе его комментировали по-разному. Писали, в частности, что центральное руководство Академии проигнорировало письмо лидеров региональных отделений с требованием обсудить критическую ситуацию в науке и образовании…
   — Это не так. В письме предлагалось посвятить отдельный день собрания реструктуризации АН, но, подумав, все решили, что пока тема эта недостаточно подготовлена и более обстоятельно будет обсуждена позже. К тому же реально все выступления в прениях первого дня так или иначе касались проблем науки, а во второй день — образования. Так что утверждать, будто собрание целиком состояло из «сладких славословий», неверно.
   — Перед Новым годом в институтах Отделения многие волновались, строились предположения самых фантастических перестроек и переделов, «разводов» и слияний. Определились ли контуры реструктуризации — модернизации? Как и где именно она будет происходить, кого коснется в первую очередь?               

— Кое-какие предположения я слышал и очень им удивлялся. Хочу успокоить сразу: одиозных перемен не будет. В соответствии с последним, наиболее четким проектом концепции реструктуризации институтов РАН речь идет прежде всего о разграничении фундаментальных и прикладных видов исследований. Там, где «прикладной» сектор развит хорошо, много коммерческих заказов, будут создаваться хозрасчетные инновационные центры. Высвободившиеся бюджетные деньги пойдут на улучшение финансирования сектора «фундаментального», серьезное увеличение в нем зарплаты. Кроме того, опять же с целью высвобождения государственных средств собственно на науку предполагается существенно сократить число юридических лиц — бюджетополучателей путем слияния небольших подразделений с крупными того же профиля. Рекомендуется также усилить образовательную составляющую институтов, найти оптимальные формы интеграции с ведущими вузами с помощью институтских научно-образовательных центров.               

— Теоретически план выглядит разумно: тот, кто может и хочет зарабатывать деньги сам, пусть их зарабатывает, а тот, кто ориентирован только на получение новых знаний, не будет искать дополнительные доходы и получит возможность сосредоточиться на главном. На нормальную зарплату придут молодые кадры, возобновится преемственность научных поколений… Но практически все сложней и индивидуальней. В некоторых институтах уже сейчас довольно трудно разделить «фундаментальное» и «прикладное» начала, которые взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В других никакого иного товара, кроме интеллектуального, не может быть по определению. Интеграция же с ведущими вузами, по крайней мере в Екатеринбурге, и так почти оптимальна, ничего нового здесь придумывать не надо…

— Разумеется, каждую конкретную ситуацию надо рассматривать отдельно. В названной концепции ясно сказано: «Конечно, институты РАН могут иметь индивидуальную структуру, отражающую специфику их работы… Основные требования к индивидуальным структурам: концентрация фундаментальных исследований и разграничение режимов использования бюджетных и внебюджетных средств. Академические институты, сосредоточенные исключительно на фундаментальных исследованиях …могут не создавать инновационные центры. Там, где есть устойчивый приток талантливой молодежи, где эффективно работает крупная аспирантура, можно обойтись без специального научно-образовательного центра». То есть индивидуальный подход, несомненно, будет, он обязателен и предусмотрен. В частности, следует хорошо обдумать порядок объединения маленьких институтов с большими, понять, насколько это целесообразно, не приведет ли к разрушению школы, научного центра, ответить на сотню других вопросов. Поэтому, повторю еще раз, мы и решили не торопиться и отложить окончательные решения, чтобы дать им созреть.                         

Программа дальнейших действий такая: до конца января региональные и тематические отделения обсудят реальные варианты перемен, в феврале-марте пройдет большая конференция с участием экономистов и правоведов, которые будут уточнять, что менять можно, а что нельзя, а в мае на очередном Общем собрании Академия должна окончательно определить порядок своей модернизации.

— Конец 2004 года для Екатеринбурга ознаменовался еще двумя событиями в жизни научно-образовательного сообщества. Во-первых, прошла встреча его лидеров с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, а во-вторых, город посетил министр образования и науки А.А. Фурсенко. О встрече с губернатором мы писали, с ним у академических ученых традиционно хорошие отношения, и похоже, областная власть, несмотря на законодательные трудности, готова продолжать взаимодействие. А вот о визите министра информации меньше. Каковы его итоги, впечатления гостя о Среднем Урале, состоянии дел в УрО?

— Судя по нашим беседам, впечатления хорошие. Собственно, Андрей Александрович здесь уже бывал, но в качестве министра приезжал впервые и думаю, узнал немало нового. Так, кроме резиденции полномочного представителя президента по УрФО П.М. Латышева, где состоялся большой разговор с организаторами науки, ректорами вузов, он посетил и наш Институт электрофизики, в котором вместо запланированных 30 минут провел полтора часа. Ему показывали уникальное оборудование, не имеющее мировых аналогов и изготавливаемое для разных стран мира руками докторов и кандидатов наук в единичных экземплярах. Министр поинтересовался, почему бы при абсолютной конкурентоспособности не делать большие партии таких приборов? Ответ был следующий: во-первых, цена каждого доходит до нескольких сотен тысяч долларов, что уже с лихвой окупает все расходы. Во-вторых, это оборудование для исследований, массовым спросом оно пользоваться не будет. И, в-третьих, институт — не завод, у него другой профиль. Здесь практически нет рабочих, «узких» технологов. Ученые, своими руками создавая новую технику, одновременно решают фундаментальные проблемы, поднимаясь на новый уровень знания, открывающий возможности для нового технологического рывка, что гораздо важней решения задач чисто производственных. А насколько восприимчива к новому экономика — вопрос скорее общеэкономический, чем академический.  

Работа наших электрофизиков — яркий пример неразрывности прикладных и фундаментальных исследований, как раз тот случай, когда надо хорошо подумать, прежде чем их разграничивать, и министр это понимает. Он проявил большой интерес к масштабному проекту Большого евразийского университета, другим региональным инициативам. В общем, общий язык с ним у уральцев есть, конструктивный диалог будет продолжен.               

— … И, наконец, ваши новогодние пожелания читателям. Каким вы видите 2005 год для УрО РАН?      

— В целом он должен быть хорошим. Не зря в народе говорят: следующий после високосного год — почти всегда наиболее удачный. Для оптимизма есть предпосылки. Несмотря ни на что, бюджетное финансирование Академии, Уральского отделения увеличено в пропорции, опережающей инфляцию. Расширяются программы грантов, другие виды поддержки ученых, соответственно растет приток талантливой молодежи. УрО РАН неплохо на фоне других обеспечено материальной базой, в 2005 году мы завершаем две стройки: нового корпуса Института математики и механики и Института электрофизики, после чего можно переходить к другим объектам. Есть перспективы продолжения жилищного строительства, в том числе для молодых сотрудников. Что касается предстоящих реформ, то коренные организационные перемены, думаю, ждут прежде всего центральный сектор Академии, потому что в регионах уже многое сделано. Нам же надо продолжать учиться работать в новых условиях.          

Президент страны, вручая государственные награды в Кремле, пожелал, чтобы предстоящий год был мирным и результативным. Я бы добавил — результативным без потерь. Здоровья вам, успехов на благо российской науки, которая была, есть и будет, и большого человеческого счастья!


Вел беседу 
Андрей ПОНИЗОВКИН



 

24.01.05

 Рейтинг ресурсов