Академик Г.И. Марчук:
"Без науки новым дом не построить"


Академик Гурий Иванович Марчук. Фото С. Новикова.В коротком очерке нелегко охватить исключительно богатый событиями жизненный путь академика Г.И. Марчука, представить все его ипостаси. Он — участник атомного проекта и специалист в области физики атмосферы, разработчик ядерных реакторов для подводных лодок и атомных электростанций и создатель математических моделей в экологии, иммунологии и медицине, крупнейший организатор науки, президент Академии (1986–1991) и государственный деятель, решавший сложнейшие вопросы с лидерами мировых держав. Сам Гурий Иванович описал свою научную и общественную жизнь в трех книгах мемуаров, последняя из которых вышла совсем недавно, в минувшем году. И в каждой из них он обращается к своим истокам.




В стремлении к знанию

Предок Гурия Ивановича, запорожский казак, охранял южные границы России и, когда выходил на пенсию, получил от Екатерины II небольшой земельный надел под Киевом, недалеко от Белой Церкви. Там Марчуки основали село Косяковка. В голодном 1900 году часть семьи вместе с другими земляками перебралась в Оренбуржье, основав около Бузулука село Херсонец, переименованное позже, после обращения жителей к царю, в Петро-Херсонец в честь деда Гурия Ивановича Петро.

Отец будущего академика Иван Петрович Марчук и мать Елизавета Афанасьевна Цыбульская были сельскими учителями. Детство и юность его прошли в селе Духовницкое Саратовской области, на берегу Волги. В здешней школе собрались самоотверженные энтузиасты, прививавшие ученикам настоящую страсть к познанию. В одной из своих книг Гурий Иванович назвал их «могучей кучкой». 

В начале 30-х годов жизнь в волжских селах была голодной. Учительской семье выдавали только пуд пшеницы или ржи. Свою лепту вносили в семейный бюджет и дети. Гурий пристрастился к рыбалке и нередко обеспечивал завтраком семью, наловив ранним утром десятка полтора пусть небольших рыбешек.

Во время войны Гурию, как и другим школьником, пришлось работать помощником комбайнеров и трактористов, поскольку большинство мужчин ушли на фронт. Это было летом и осенью, а зимой ученики снова садились за парты.

В августе 1942 года Марчук поступил на математико-механический факультет Ленинградского университета, эвакуированного в Саратов. До Саратова он добирался на пароходе. Волгу бомбили немцы, поэтому плыли ночами, а днем маскировались под прибрежными деревьями. В Саратове студента поселили в общежитие, в комнату, где, кроме него, жили еще 40 человек. Там же знаменитые ленинградские профессора читали лекции. Но никакие бытовые трудности не мешали Гурию Марчуку чувствовать себя счастливым, всецело отдаваясь познанию. Однако он успел сдать только одну сессию: учебу прервала мобилизация в Красную армию. Гурия Ивановича направили в школу артиллерийской инструментальной разведки в Саратове, по окончании оставили там же преподавателем, не раз ему приходилось работать и во фронтовой зоне, в том числе на Ленинградском фронте. Между тем в свободное время он продолжал штудировать университетские предметы и вскоре сдал экстерном все дисциплины за первый курс.

Демобилизовавшись из армии в октябре 1945-го, Марчук продолжил учебу, теперь уже в городе на Неве, куда вернулся Ленинградский университет. Здесь он познакомился с крупнейшими математическими школами академиков В.И. Смирнова, Л.В. Канторовича, других выдающихся математиков, сделал первые самостоятельные шаги в науке. Здесь же встретил и свою будущую жену Ольгу Беляеву, студентку химфака ЛГУ. 

По окончании университета Марчук остался в аспирантуре, но вскоре по настойчивому приглашению побывавшей в Ленинграде комиссии Академии наук СССР перевелся в Москву, в академический Геофизический институт и окунулся в новую для себя область знания — физику атмосферы. Однако ненадолго – в 1953 г. Гурию Ивановичу по воле обстоятельств снова пришлось сменить научное направление. По постановлению правительства, которое в то время обсуждению и «обжалованию» не подлежало, его перевели в Лабораторию «В» под Москвой (ныне Обнинск). Правда, в Москве он успел защитить кандидатскую диссертацию под руководством И.А. Кибеля, выдающегося гидромеханика, создавшего первую математическую модель прогноза погоды. Впоследствии Марчук еще вернется к физике атмосферы и сделает в ней очень многое.


В Обнинске

Новой специализацией Марчука стало математическое обеспечение ядерной физики. Под руководством Д.И. Блохинцева математики были подключены к работам по созданию термоядерной бомбы. После получения согласованных результатов математического моделирования в ряде институтов страны все дальнейшие работы были сосредоточены в «Арзамасе-16», а лабораторию «В» преобразовали в Физико-энергетический институт. Гурий Иванович, назначенный начальником математического отдела, приступил к новой проблеме – расчету ядерных реакторов для атомных электростанций и подводных лодок. Этой теме посвящена его докторская диссертация, вскоре вышла первая книга «Численные методы расчета ядерных реакторов», а следующая, более общая, «Методы расчета ядерных реакторов» (1961) была сразу же переведена и издана в США и Китае. На основе работ Г.И. Марчука под руководством А.И. Лейпунского созданы реакторы с теплоносителями на жидком металле для атомных подводных лодок. За эти работы ему и группе физиков присуждена Ленинская премия. В 1962 г. Г.И. Марчук был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению ядерной физики.

Углубленные научные исследования сопровождались подчас жестокими дискуссиями и конфликтами. Так, в Физико-энергетическом институте (ФЭИ) сложились два научные направления: реакторные системы на тепловых нейтронах и системы с более «жесткими» спектрами на промежуточных нейтронах. Первое направление возглавлял профессор А.К. Красин (одновременно это направление развивалось в Институте атомной энергии под руководством академика А.П. Александрова). Второе возникло в обнинском институте и основывалось на новом подходе к разработке реакторов. Руководил им выдающийся физик А.И. Лейпунский, который вместе с П.Л. Капицей несколько лет работал в Англии у Э. Резерфорда. Многие заведующие отделами, среди них Г.И. Марчук, придерживались этого направления. После битв в министерстве и правительстве, в ходе которых сторонников Лейпунского чуть не объявили фракционерами, новый подход в институте все же победил. Вскоре появились проекты подводных лодок на новых реакторах. В городе Шевченко был создан реактор-опреснитель на быстрых нейтронах, а у нас на Урале построена Белоярская электростанция также с реактором на быстрых нейтронах.

Однако настал момент, когда в математической теории и физических расчетах реакторов для Гурия Ивановича не осталось интересных проблем. Он не привык останавливаться на достигнутом, справедливо полагая, что ум ученого должен направляться на познание неизвестного. В это время, в 1962 г., создавался Академгородок в Новосибирске, и академики С.Л. Соболев и М.А. Лаврентьев пригласили Гурия Ивановича возглавить вычислительный центр Института математики Сибирского отделения АН СССР. 


Сибирский период

Когда Г.А. Марчук прибыл в Новосибирск, Академгородок еще только строился среди лесов на берегу рукотворного Обского моря, но размах работ впечатлял. Увидев проспект Науки, где возвышались корпуса пока еще не законченных институтов, Гурий Иванович понял, что принял правильное решение перебраться в Сибирь.

В динамично развивающемся Академгородке потребность в новых вычислительных средствах была очень велика, и вскоре Вычислительный центр отделился от Института математики, став самостоятельным учреждением. Он приобрел известность в мировом научном сообществе, здесь проводились многочисленные международные конференции и симпозиумы с участием выдающихся зарубежных ученых. Гурий Иванович Марчук и его коллеги стремились создавать такую вычислительную математику и оптимизационные модели, которые максимально сократили бы отставание от Запада в мощности ЭВМ. Созданные сибирскими математиками алгоритмы до сих пор ценятся во всем мире.               

Организационная работа занимала все больше и больше времени. Однако Гурий Иванович умел построить свою жизнь так, чтобы оставалось место для науки. В течение долгих лет он придерживался такого распорядка: в утренние часы работал дома, а после обеда занимался делами института и Отделения, встречался с коллегами, участвовал в семинарах. Этому правилу не изменял даже тогда, когда стал академиком, заместителем председателя Сибирского отделения.

Большой цикл трудов академика Марчука сибирского периода посвящен моделированию климата и его изменений. Что такое шары-пилоты, радиозонды, передвижные метеорологические станции, он узнал еще во время Великой Отечественной войны, когда готовил кадры для метеорологического обеспечения артиллерии резерва Главного командования. В пору работы в Геофизическом институте вместе с Н.И. Булеевым разработал новые математические модели прогноза погоды. В Академгородке ему захотелось вернуться к этой проблематике. Здесь под его руководством сформировалось новое направление – математическое моделирование общей циркуляции атмосферы планеты. Гурий Иванович обратил внимание на необходимость включения в расчеты изменения климата процессов, происходящих в Мировом океане. Океан — это огромный аккумулятор энергии. Как система с высокой инерционностью он долго «помнит» о происходящих в его режиме изменениях и так же долго «напоминает» о них через влияние на атмосферу над континентами. Особенно важно учитывать этот фактор при долгосрочных прогнозах погоды. Г.И. Марчук разработал теорию энергоактивных зон в Мировом океане, существенно влияющих на колебания климата. За эти работы он удостоен премии имени А.А. Фридмана АН СССР (1975) и  Государственной премии Российской Федерации (2000).                

В 1975 г. Г.А. Марчук был избран председателем СО АН. Руководителю самого крупного регионального отделения Академии приходилось решать множество задач: наука в Сибири динамично развивалась, создавались новые научные центры в Иркутске, Красноярске, Якутии, Бурятии, формировались крупные научные школы. Гурий Иванович стремился найти баланс между фундаментальными и прикладными направлениями. В бытность его председателем СО АН и по его инициативе была запущена программа «Сибирь», синтезировавшая академическую и отраслевую науку и направленная на развитие производительных сил богатейшего региона.

Исключительно важной для Сибири была задача охраны окружающей среды. Гурий Иванович Марчук начал разрабатывать модели экологического состояния различных регионов. Идеи эти возникли у него во время отпуска в Карловых Варах в 1979 году. Там он заинтересовался конкретной проблемой, о которой узнал от своих чешских коллег. Им было поручено найти способы оценки загрязнений от тепловых электростанций, работавших на сернистых углях в районе Рудных гор. Как известного специалиста в области математического моделирования Гурия Ивановича попросили выступить на проходившем в то время в Карловых варах симпозиуме. За неделю он нашел решение этой конкретной проблемы с помощью сопряженных уравнений, сформулированных им для задач ядерной энергетики. Впоследствии Марчук построил теорию оптимального размещения промышленных предприятий с учетом допустимых доз загрязнения. Книгу по этой теме он написал за 24 дня отпуска, проведенного зимой 1979 г. в Туркмении. Вскоре она вышла в издательстве «Наука», была переведена на английский язык и издана за рубежом.               

Сразу же по возвращении из Туркмении Гурия Ивановича вызвали в Москву. По рекомендации Политбюро ЦК КПССС Марчук был избран на должности заместителя председателя Совета министров и председателя Государственного комитета по науке и технике. Начался новый период в его жизни.


Член правительства

Возглавляя ГКНТ, Марчук счел необходимым в совершенстве изучить макроэкономику страны. Он организовал при комитете ежемесячный семинар с участием выдающихся ученых: академиков Л.В. Канторовича, Н.Я. Петракова, Д.С. Львова, В.Л. Макарова, С.С. Шаталина и других. В докладе, направленном тогдашнему председателю Совета министров Н.А. Тихонову, высококвалифицированные специалисты наметили путь выхода из кризисной ситуации, в которой оказалась советская экономика. В качестве основного показателя деятельности предприятия было предложено взять прибыль и в зависимости от нее делать все полагающиеся начисления: в фонд развития, в фонд поощрений, социальные платежи т. д. Это могло бы послужить толчком к экономическим преобразованиям в стране, введению рыночных отношений. А.Н. Тихонов наложил резолюцию: обсудить эти вопросы на заседании Совмина, однако доклад, как и многие другие перспективные предложения ученых, так и не был рассмотрен и вскоре исчез из поля зрения. 

Занимая высокие государственные посты, Гурий Иванович по-прежнему находил время для занятий наукой, правда, теперь уже только по субботам и во время отпуска. Он пригласил в Москву двадцать своих учеников из Вычислительного центра СО РАН. Они составили костяк Отдела вычислительной математики при президиуме АН СССР, преобразованного позже в институт. 

Академик Г.И. Марчук — один из авторов нового направления прикладной математики — математического моделирования в иммунологии и медицине. Этой областью знания он заинтересовался еще в Сибири. Именно в Академгородке в 1978 г. молодой профессор Р.В. Петров прочитал первый курс иммунологии, там же появились его первые последователи. Однако долгое время энтузиасты развития иммунологии не находили понимании ни в АМН СССР, ни на местах в мединститутах. Гурий Иванович Марчук организовал всесоюзный семинар по иммунологии при ГКНТ. Вместе с Рэмом Викторовичем Петровым они создали Иммунологическое общество СССР и стали первыми его членами. Академик Марчук построил систему нелинейных дифференциальных уравнений, описывающих иммунные реакции человеческого организма на вирусные и бактериальные инфекции. И сегодня математическое моделирование в иммунологии и медицине остается важнейшим направлением Института вычислительной математики РАН.

В бытность государственным человеком Гурию Ивановичу довелось общаться со многими известными политическими деятелями: Ф. Миттераном, М. Тэтчер, О. Пальме и другими. С Индирой Ганди и ее сыном Радживом его связывали дружеские отношения.               


Последний президент АН СССР

В 1986 г. Общее собрание Академии наук избрало академика Г.А. Марчука своим президентом. Гурию Ивановичу достался один из самых трудных периодов в жизни научного сообщества, время всеобщей нестабильности, крутых перемен в стране. Политические страсти бушевали и в Академии наук, шел поиск совершенствования ее структуры. Особенно остро стоял вопрос о возрастном составе академиков и членов-корреспондентов, директоров институтов, председателей научных советов. Под руководством Г.И. Марчука кампания омоложения президиума Академии и директорского состава прошла успешно и в наиболее мягком режиме: были введены почетные должности советников Академии и институтов. Таким образом выдающиеся ученые, достигшие преклонного возраста, не отторгались от структур, где они работали прежде, и одновременно открывалась дорога молодым.

Гурий Иванович Марчук был сторонником сохранения Академии наук как союзной организации. Однако ситуация, как известно, сложилась по-другому. В последнем выступлении последнего президента АН СССР на Общем собрании в декабре 1991 г. Г.И. Марчук сказал: «Кризис Академии наук СССР — это прежде всего кризис нашего Союза. Чтобы выйти из него, новое государство и большинство граждан должны заняться энергичным строительством общего дома. А наш гражданский долг в этой трудной работе — сохранить жизненно важный элемент общества — его науку. Не дать пресечься ее корню, ибо без науки новый дом не построить».  


*            *            *

Академик Гурий Иванович Марчук. Фото С. Новикова.   Сегодня академик Марчук — советник РАН, почетный директор Института вычислительной математики — продолжает активно работать в науке. Созданный им коллектив развивает широкий спектр научных направлений — от фундаментальных проблем вычислительной математики и программирования до глобальных изменений окружающей среды и математических проблем в иммунологии. Гурий Иванович воспитал не только целую плеяду учеников, но и личную научную смену: трое его сыновей Александр, Андрей  и Николай — математики, двое из них — доктора наук. Старший сын Александр Марчук — директор Института систем информатики им. А.П. Ершова Сибирского отделения РАН. Сестра Гурия Ивановича Ирина Ивановна и двое двоюродных братьев Юрий Николаевич и Алексей Николаевич Марчуки — тоже из когорты ученых, все доктора наук. Так что можно говорить о настоящей научной династии Марчуков во главе с патриархом — нынешним Демидовским лауреатом.


Подготовила Е. Понизовкина
Фото С. НОВИКОВА

На архивных фотографиях:



Архивная фотография. С академиком А.П. Александровым в 1989 г.

С академиком А.П. Александровым в 1989 г.



Архивная фотография. Приезд Индиры Ганди в Киев в 1982 г. Крайний справа — Г.И. Марчук.

Приезд Индиры Ганди в Киев в 1982 г. Крайний справа — Г.И. Марчук.



 

28.01.05

 Рейтинг ресурсов