Учимся помогать людям


Современность, насыщенная социальными и техногенными катастрофами, как никогда высветила проблему ценности человеческой жизни. И если, как неоднократно было заявлено, социальные проблемы сегодня действительно являются государственным приоритетом, актуализируется и научный поиск в деле оказания профессиональной помощи человеку в трудной жизненной ситуации.

Становление научных основ социальной работы происходило в нелегкий период между двумя мировыми войнами, когда поддержка была необходима миллионам людей. Социальная работа сегодня — это новые проекты, технологии, методики, направленные на создание безопасного и благополучного общества, развития и процветания здорового и счастливого поколения. Столь значимые задачи должны решаться компетентными профессионалами. Однако специальности «социальная работа» и «социальная педагогика» появились в отечественных вузах лишь с 1991 года.

Высокий уровень достижений показали студенты вузов России, обучающиеся по специальности «Социальная работа», принявших участие во Всероссийской студенческой олимпиаде по социальной работе, которая состоялась в октябре 2004 г. в Уральском государственном педагогическом университете. Организационно-методическое обеспечение олимпиады было возложено на факультет социальной педагогики и социальной работы (декан факультета И.А. Ларионова). Надо заметить, что само право проведения всероссийских олимпиад УрГПУ выиграл в ходе конкурса, ежегодно проводимого Министерством образования и науки РФ.

Участниками олимпиады стали студенты университетов из двадцати трех городов России: Тюмень, Курган, Уфа, Нижний Тагил, Пермь, Барнаул, Абакан, Волгоград, Калуга, Рязань, Екатеринбург (УрГПУ, РГППУ, УрГУ), Казань, Новосибирск, Чита, Якутск, Череповец, Самара, Красноярск, Кострома, Челябинск. Участникам предлагалось продемонстрировать свои возможности в следующих конкурсных заданиях: «Визитная карточка», «Тестирование по теории социальной работы», «Социальная реклама», «Презентация газет», «Конкурс социальных проектов» и другие.

А уже в ноябре в стенах УрГПУ состоялась Всероссийская олимпиада по социальной педагогике. Команды из Ярославля, Шадринска, Соликамска, Барнаула, Арзамаса, Уфы, Шуи, Альметьевска, Волгограда, Перми, Оренбурга, Тобольска, Глазова, Горно-Алтайска, Астрахани, Екатеринбурга, Кирова, Новосибирска, Томска, Чебоксар, Челябинска в течение двух дней состязались в умении представлять социальные проекты, продемонстрировали артистизм и мастерство в рамках музыкального конкурса «Под звездами педагогических фантазий», показали знания в области теории социальной педагогики при проведении тестирования, конкурса «Социально-педагогический ринг», «Телефон доверия».               

В ходе защит своих социальных проектов, посвященных проблемам ликвидации бедности, создания условий для самореализации различных категорий населения, открытия новых возможностей для достижения жизненного успеха и т.д. участники не просто показали актуальность решаемых социальных проблем, инновационность и обоснованность, но предложили интересные и вполне «работоспособные» решения. Так, арзамасцами была представлена система подготовки вожатых, командой УрГПУ — программа профилактики наркомании и компьютерной зависимости подростков, ребятами из Горно-Алтайска разработана система реабилитации детей-инвалидов в санаторных условиях.                

Особенно приятно, что наши земляки не подвели. На олимпиаде по социальной педагогике команда Уральского государственного педагогического университета (5 курс) заняла первое место, а вторая команда из УрГПУ заняла четвертое место. На олимпиаде по социальной работе команда УрГПУ заняла третье место.
 


О.М. КОВТУНОВА, доцент кафедры социальной работы УрГПУ
 



 

15.02.05

 Рейтинг ресурсов