Талант оставаться собой

 

В этот вечер гостиная екатеринбургского Дома ученых была переполнена: посетители сидели в креслах, на стульях и на полу, стояли в дверных проемах — тянулись увидеть, старались расслышать… Творческий вечер члена-корреспондента Академии наук, бывшего директора Института физики металлов, физика и лирика, драматурга и сатирика, художника и подвижника Виталия Евгеньевича Щербинина ознаменовался настоящим аншлагом. И наверняка — не разочаровал никого, а порадовал многих и многих. 




Сюжетной канвой и абсолютно верным эмоциональным камертоном всего действа стал рассказ самого «бенефицианта» о том… да обо всем: о временах и нравах, о друзьях и учителях, о причинах и поводах своего обращения к речи поэтической и прозе иронической. О рисунках (замечательная серия карикатур в стиле Х. Бидструпа демонстрировалась на специальном планшете), о сценариях, книгах, спектаклях, живущих сейчас уже в цитатах и в институтском фольклоре, в непосредственном общении, а не только «в анналах».                

Член-корреспондент РАН Виталий Евгеньевич Щербинин.   Когда-то на лекции для молодых сценаристов один из корифеев этого дела провозгласил, а Виталий Щербинин запомнил на всю жизнь и взял на вооружение довольно простое правило. Прежде чем приниматься за любую творческую работу, надо самому себе ответить на три основных вопроса: «Что (делать)?», «Зачем?» и «Почему?». Главное, безусловно, «зачем». По прошествии лет, думается, уже можно ответить с уверенностью: чтобы жизнь стала все-таки лучше и веселее, чтобы сохранить себя и защитить то, что тебе дорого — так, как это можешь сделать только ты: своими словами, своим почерком, на свой лад. И если в понимании самого Щербинина поэт есть «человек, который смотрит на мир совершенно другими глазами», то глава издательства «Банк культурной информации» Ю.В. Яценко, выпустивший, кстати говоря, и последний по времени стихотворный сборник Виталия Евгеньевича «Сюжеты» (Екатеринбург, 2004), немедленно возразил своему протеже: «Для меня поэт — тот кто смотрит прежде всего своими глазами. Каждый поэт — это целый мир. Как и свойственно талантливому человеку, Щербинин частенько сомневается в себе. Но его читатель чувствует, как слова, поставленные в особом порядке, приобретают определенную душевную ценность».

Стихи, конечно же, звучали во множестве: их читали целиком и цитировали построчно, их пели под гитару, им, не менее чем их автору, признавались в любви. Сам «виновник торжества» прочел избранные страницы из иронического цикла «Мемуары без вранья». Поклонницы и соратницы по «поэтическому цеху» УрО РАН спели для него трогательную эпиталаму на знаменитую мелодию Гладкова: «…ведь сам Господь его в макушку поцеловал давным-давно, давным-давно!». Так говорят о человеке, одаренном щедро и многогранно, о таланте добром и созидающем. К В.Е. Щербинину это относится в полной мере. Впрочем, есть ли вообще мера для творческого вдохновения и душевного разговора — науке это, как говорится, неизвестно. Пусть так. Тем ценнее для человека науки — образный, нетривиальный взгляд на вещи, да и на себя самого. Тем дороже — разговор по душам и признание по заслугам. Благо, именно к таким встречам и располагает гостеприимная обстановка в Доме ученых.


Е. ИЗВАРИНА



В. Щербинин.  Сонеты


* * *


Я время остро ощущаю —
Не так, как раньше ощущал.
И в будущем — не обещаю
Того, что раньше обещал.

А время крутит
                               
круг за кругом,
И стрелки встретились
                               
                во мне.
И недоволен я досугом
И недосугом — не вполне.

И экономя по минутам,
Я упускаю по летам,
И все мне кажется, как будто
Не то, не так, не та, не там.

О время!
               
Странно и трагично,
Что только ты асимметрично.

 


* * *


Кузнец сказал:
                               
«Как ты, пожить
Хотел бы я приятно.
С портфелем в галстучке
                               
                ходить
На службу и обратно!»

А я смотрю на кузнеца —
Он машет молоточком
И вытирает пот с лица
Узорчатым платочком.

Потом крючок
                               
кольцом загнет
И выйдет на крылечко,
И над лугами поплывет
Табачное колечко.

Хотел бы лет до девяноста
Прожить я так легко и просто!




На снимках:   поется хвала; слушатели; автограф-сессия.




     

 

 

05.04.05

 Рейтинг ресурсов