"На танке, в самолете, в землянке, в блиндаже..."

 
 

Дмитрий Антонович Казаков.   21 июня 1941 года у Димы Казакова был выпускной вечер. Легли спать утром 22-го. В 16 часов узнал, что началась война, а вечером уже принесли повестку в военкомат. На следующее утро вместе со сверстниками, рожденными в 1923 году, был на сборном пункте.
Дмитрия направили в Павлоград, в танковую бригаду механиком-водителем, так как после окончания техникума механизации сельского хозяйства у него была специальность — автотракторный механик. Чтобы пересесть с трактора на танк, понадобилось обучение. Оно длилось всего 10 дней. 3 июля прибыли на советско-польскую границу, и под городком Новоград-Волынский 5 июля Дмитрий Казаков вступил в свой первый бой.
   Запомнились очень тяжелые бои при обороне Киева в августе, начале сентября 1941. Был приказ — Киев не сдавать. Но пришлось отойти. Попали в окружение. Из окружения выходили без боев через Прилуки, Полтаву до Харькова. Дожди стали почти беспрерывными, чернозем раскис – грязь, холод. В бою под Харьковом танк подбили, командир и башенный стрелок погибли. Из 27 танков осталось 7. Бригаду отправили в Донбасс для пополнения танками.

В декабре 1941 выступили на Юзюм-Барвенковском направлении. Была поставлена задача – прорвать оборону немцев и овладеть Харьковом с юга. И снова — жестокие бои под Лозовой. Наступил январь 1942 года, начались морозы. Телогрейка и кирзовые сапоги промерзали насквозь. Танк опять подбили. Башню заклинило, башенный стрелок и стрелок-радист погибли. Дмитрия Казакова осколками ранило в правую ногу, пуля попала в правую руку. Он вылез через люк и сумел вытащить тяжелораненого командира из горящего танка. Оба, обессиленные, свалились в снег перед танком и так пролежали почти четыре часа, пока их не подобрали и не отправили в медсанбат. Потом через всю страну его повезли на санитарном поезде в госпиталь в Уфу. В конце марта 42 его выписали и дали трехмесячный отпуск по ранению.

На его родине в Белоруссии были немцы, и Дмитрий поехал к другу в деревню Фролово под Сталинградом, где стал трудиться на машинотракторной станции. Кем только не пришлось работать раненому танкисту: и комбайн ремонтировать, и хлеб молотить, и скот забивать, и даже быть мельником. Когда вся нехитрая колхозная техника заработала в умелых руках автотракторного механика, и раны зажили. Потом снова пришлп повестка.               

Под Сталинградом в городе Красноармейске формировалась дивизия, потом – маневры: Баскунчак, Цаца, Бармацак. От станции Суровикино своим ходом отправились в донские степи. 17 июля вступили в бой в составе 62-й армии. Так из-за Дона для Дмитрия началась оборона Сталинграда. Особенно тяжелыми были бои около города Калач. 4 сентября отступили в Сталинград и до 21 декабря вели бои в северной части города. Тут танк подбили уже в третий раз. Но пополнения не было, и ремонту машина не подлежала. Тогда в составе штурмовой группы Дмитрий забрасывал гранатами вражеские доты и дзоты. За месяц они подбили 7 дотов. А 21 декабря Дмитрия снова ранили — уже в левую ногу, причем с переломом.

Три месяца провалялся в госпиталях Камышина и Новосибирска. Потом две недели находился в батальоне выздоравливающих. Выписавшись, учился саперному и строительному делу в инженерном училище Новосибирска. Летом 1943 сформированную из его сокурсников 4-ю запасную инженерно-саперную бригаду резерва главного командования довезли до Свердловска и выгрузили на Гореловском кордоне. Здесь они строили землянки и продолжали обучение. В бригаде Дмитрий был знаменосцем, так как имел боевые награды. Сегодня у него их 27, в том числе: Орден Отечественной войны I степени, два ордена «Красной Звезды», медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть», «За оборону Сталинграда», «За оборону Киева», «За победу над Германией».

В составе 5-й танковой армии 7 июля 1943 года Дмитрий Казаков вступил в бой в районе Прохоровки на Курской дуге. Танк снова подбили, его ранило и контузило. Четвертый подбитый танк и третье ранение. На этот раз загорелся шлем, Дмитрий получил ожог лица.
Полтора месяца был в госпитале в Бугуруслане. Потом немногим более года учился в Шадринском училище штурманов. 2 января 1945 года — снова на фронт в составе 12-го Выборгского орденов Отечественной войны, Александра Невского и Красной звезды полка авиации дальнего действия. До конца войны штурман корабля полка тяжелых бомбордировщиков-торпедоносцев Дмитрий Антонович Казаков бомбил корабли, подводные лодки, базы, мосты. Последний вылет у него был 7 мая 1945 года, цель — немецкая военно-морская база в Западной Германии.

После Победы оставался в этом полку сначала младшим лейтенантом, потом лейтенантом до 1952 года. Вернувшись в СССР, поступил в высший военно-педагогический институт им. Калинина в Ленинграде. Этот вуз готовил преподавателей для военных училищ. После окончания института его назначили лектором политотдела авиационного корпуса в Тарту. В 1958 г. перевели заместителем командира по политической части ракетного полка, который базировался на территории между Ленинградом и Москвой. В 1959 г. направили в Эстонию, в 1961-м — в Латвию. До 1968 г. служил в ракетных войсках в разных городах Прибалтики.
Вышел в запас, приехал в Свердловск. В 1969–84 гг. работал доцентом на кафедре философии Свердловского горного института.

В УНЦ АН СССР (теперь УрО РАН) пришел в 1984 году. Сначала был старшим инженером второго отдела, а с 1987 по 1991 гг. — старшим инженером отдела труда и техники безопасности. Сейчас на заслуженном отдыхе. И по странному стечению обстоятельств живет недалеко от Гореловского кордона, где знаменосец инженерно-саперной бригады — Дмитрий Казаков в 1943 году строил землянки, а сейчас там строится Академгородок УрО РАН и живут его коллеги по последнему месту работы. 9 мая они поздравят Дмитрия Антоновича с праздником Победы.
 


Т. ПЛОТНИКОВА
 


На архивном снимке: Дмитрий Казаков (в центре) с экипажем танка.
На архивном снимке: Дмитрий Казаков (в центре)
с экипажем танка.

 

 

 

29.04.05

 Рейтинг ресурсов