Морпех из села Веселого

 
 



 

Иван Григорьевич Малыхин.   Иван Малыхин с детства мечтал стать штурманом дальнего плавания, но в его планы вмешалась война. Он родился 16 ноября 1926 года в селе Веселом Прохоровского района Белгородской области. В 1937 году семья переехала в г. Балаклаву Крымской АССР. Когда началась война, Иван учился в школе, ему было 14 лет.
   Во время осады Севастополя (1941–42 гг.) он оставил учебу и пошел работать на химический завод, эвакуированный из-под Симферополя. Завод развернули в голой степи под Севастополем. Такие же пацаны, как Иван, полукустарным способом изготавливали противопехотные и противотанковые мины, делали запалы-детонаторы. Конструкцию противотанковой мины создали заводские инженеры. Самодельную отливку начиняли килограммом аммонала и двумя килограммами селитры. Аммонал в больших количествах имелся на близлежащем руднике, а селитрой обрабатывали виноградники от вредителей. Прямо из цеха мины везли на передовую. Иван не раз возил мины вместе с мастером цеха на передний край. Там их опробовали и при необходимости что-то меняли в конструкции.

Мать очень переживала, что старший из ее четверых сыновей оставил школу. Она воспитывала их одна, была неграмотной, но детям хотела дать образование. К тому же работа на химзаводе была опасной. В цехе запалов бывали несчастные случаи. Малейшая неосторожность — или палец оторвет, или… Завод бомбили. Однажды не успели вывезти продукцию и на складе скопилось около 3 тысяч мин. Началась бомбежка. Рабочие попрятались в вырытые тут же траншеи. Но если бы бомба попала в склад — никто бы не спасся. После этого случая завод перенесли под землю и оставили в цехах только опытных рабочих.

А ребята пошли работать в Севастополь, в авиационный отряд. Они рассредоточивали гидросамолеты, чтобы их не разбомбили. Эти хрупкие создания из фанеры и брезента вылетали бомбить врага только по ночам, так как днем были слишком уязвимы для противника. И возвращались на базу все в дырах. Их клеили, чинили. А обязанности ребят заключались в том, чтобы вытащить гидросамолет из воды, подставить под лодки колеса, завести в капониры и накрыть маскировочной сеткой. Капониры — большие ямы — тоже рыли сами.

Город постоянно бомбили и обстреливали. Иван был дважды ранен — сначала осколком в правую руку, потом — тяжелая контузия.

В апреле 1944 он встретился с группой разведки со стороны Балаклавы, бойцы хотели забрать его себе в часть. Но это не разрешалось, нужно было действовать через военкомат, что он и сделал, хотя тогда Ивану еще не исполнилось восемнадцати. В мае 1944 года Балаклавским РВК Иван Григорьевич Малыхин призван на действительную военную службу и направлен в 255-ю дважды Краснознаменную орденов Суворова и Кутузова Таманскую отдельную бригаду морской пехоты.

До Симферополя призывники шли пешком 75 километров. Их зачислили в 180-й запасной полк. Через 9 дней приняли присягу. Учили бойцов месяц — стрелять, ползать по-пластунски, окапываться и другим военным премудростям. Потом пришли «купцы» и забрали молодого морского пехотинца в свою бригаду. До конца войны в составе бригады И. Малыхин в звании ефрейтора участвовал в боях – форсировал реку Днестр, ликвидировал Яссо-Кишиневской группировку врага, освобождал Румынию и Болгарию, дошел до границы с Турцией.

Имеет две благодарности от Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза И.В. Сталина за отличные боевые действия при освобождении Аккермана 23 августа 1944 г. и при овладении Констанцей 29 августа 1944 г.

Эти операции Иван Григорьевич не забудет никогда. В самом узком месте Днестра немцы укрепили оборону, чтобы не дать переправиться нашим бойцам через реку. А командование решило организовать переправу в самом широком месте, где нас никто не ждал. Операцию начали ночью. Немцы обнаружили советских бойцов, когда те были уже на середине реки. Осветили их подвешенными на парашютах ракетами, начали бомбить. Вокруг стало светло, как днем, интенсивный огонь противника не давал гребцам передышки. Некоторые растерялись, даже бросили весла, не все умели плавать. Но Иван вырос на море — плавать и грести умел с детства. Добравшись до берега, они не встретили серьезного сопротивления противника и пошли в атаку, с фланга обойдя Аккерман. Перед боем морским пехотинцам выдали по 250 грамм водки и карабины с примкнутым штык-ножом. Оружие было новым, они опробовали его одними из первых.

Позже, в рукопашном бою при ликвидации Яссо-Кишиневской группировки врага под местечком Татар-Бунары, карабин с примкнутым штык-ножом не раз спасет жизнь Ивану Малыхину.

— В рукопашной схватке не сила решает исход сражения, а воля, мужество, решимость, — считает Иван Григорьевич, — кто первый струсил, тот и погиб. В лице противника есть что-то звериное – глаза налиты кровью. И наши лица не излучают доброту. Работает основной инстинкт — инстинкт самосохранения. Часто жизнь солдата зависит от скорости принятия решения. Действовать надо мгновенно, почти не думая. Как-то в уличном бою, в деревне, нарвался на немцев, не ожидал, что они сдадутся без боя. Те подняли руки, а я уже выдернул чеку из гранаты… Пришлось бросить ее в какой-то курятник. Полетели пух и перья. А немцев взял в плен и довел до штаба.

Иван Григорьевич Малыхин награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в войне 1941–1945 гг.», «Триста лет Российскому флоту» и еще 14 медалями.

После окончания Великой Отечественной войны он служил в рядах Советской армии до марта 1950 года. Кем он только не был, служа в Одесском военном округе (г. Николаев): и минометчиком, и наводчиком, и разведчиком, и пулеметчиком, и водителем «Катюши», и даже старшим поваром.

Он очень хотел учиться. После 8-ми классов средней школы у него был 10-летний перерыв. Лето занимался и, сдав экзамены за десятилетку экстерном, поступил в Симферопольский техникум по строительству городских дорог и мостов. После окончания техникума с отличием его приняли в Днепропетровский инженерно-строительный институт. Сумел пройти курс обучения в нем за 2 года 4 месяца – опять экстерном.

По распределению приехал в Свердловск. Прошел путь от мастера до начальника производственно-технического отдела строительного управления. Строил промышленные объекты, заводы в Свердловске, Асбесте, Верхней Пышме, Первоуральске, в Заполярье, на БАМе. С 1965 по 1967 гг. был начальником строительства завода по ремонту автомобилей в Монголии. Занесен в Книгу почета посольства СССР в Монгольской народной республике.
После выхода на пенсию с 1987 года по сегодняшний день работает инженером–проектировщиком Специального конструкторского бюро научного приборостроения УрО РАН. Иван Григорьевич не жалеет, что не стал штурманом дальнего плавания, ему нравится быть строителем. В его жизни было столько интересных и ярких событий, что жаловаться на судьбу не приходится. С Днем Победы вас, Иван Григорьевич!
 


Т. ПЛОТНИКОВА
 

 

 

05.05.05

 Рейтинг ресурсов