Почти бесценный опыт

 
 

Ученые России и Поднебесной обменялись опытом экономических реформ

 

 

В июне в Екатеринбурге прошел VI международный российско-китайский симпозиум «Государство и рынок». Точнее, одна треть симпозиума — ведь его мероприятия проходили одновременно в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Особую весомость уральской встрече придавало участие в ней вице-президента Академии общественных наук (АОН) КНР профессора Чэнь Цзягуя.


 



 

Россия и Китай всегда смотрели друг на друга, как в зеркало — и если зеркало порой казалось кривым, то чья в том была вина, выяснить удавалось лишь спустя десятилетия. Пламенная дружба сменялась не менее неистовым отрицанием, но интерес друг к другу не иссякал. И в последнее десятилетие, когда нормализация политических отношений наконец-то позволила ученым наших стран вступить в конструктивный диалог, экономисты двух держав провели ряд встреч, обобщая опыт перехода от централизованного государственного хозяйства к рынку, сравнивая удачи и потери.

Открывая пленарное заседание, директор Института экономики УрО РАН, член-корреспондент А.И. Татаркин приветствовал китайских коллег от имени президиума отделения. Заместитель председателя областной думы, кандидат экономических наук Н.З. Шаймарданов напомнил об истории хозяйственных связей Урала с Китаем — а они строились с самого момента образования КНР — и об опыте последних лет сотрудничества.                

Профессор Чэнь Цзягуй.   В обстоятельном, насыщенном информацией докладе профессор Чэнь Цзягуй подробно остановился на экономической ситуации в стране и мерах по ее регулированию. Прежде всего он отметил, что первые двадцать лет XXI века рассматриваются китайскими учеными в качестве «окна возможностей» — бесценного времени для вхождения страны в эру «экономики знания», характеризующегося нарастанием экономической глобализации, чрезвычайно богатого как возможностями, так и вызовами, требующими адекватного ответа. Профессор Чэнь заверил, что АОН КНР всегда рассматривала Россию в качестве ближайшего соседа и отдавала ей приоритет в содержательном диалоге. Сейчас, когда перед Академией общественных наук поставлена задача стать «мозговым центром» правительства и соответственно усилена ее финансовая поддержка, на ней лежит огромная ответственность, и диалог с российскими коллегами ей очень важен.

В 2002 году китайская экономика вступила в новый цикл. Ее быстрый рост продолжается: в 2004 году он достиг 9,4%. Это самый высокий показатель с 1997 года. Однако происходит, как выражаются экономисты, «локальный перегрев»: излишне быстро увеличиваются капиталовложения, появляется неудовлетворенный спрос на металл, цемент, уголь, энергоносители, и все это на фоне роста цен на средства производства, недвижимость и сокращении доходов крестьянского населения. Поэтому китайское правительство приняло ряд решительных мер макроэкономического регулирования, направленных на сокращение капитализации: вдвое была повышена норма банковского резерва, расширен коридор колебания ставок, были ликвидированы несанкционированные технопарки, в крупных городах введен полугодовой мораторий на землеотводы, ограничено кредитование незавершенного строительства, ужесточен контроль над расходной частью бюджета, ограничен объем выпуска государственных облигаций. Активно стимулируется сельское хозяйство (в частности, сельхозналог просто отменили), что привело к повышению площади посевных и увеличению производства зерновых.

Насколько быстрый рост может создавать проблемы, видно из следующего примера: в первом квартале 2005 года объем произведенной электроэнергии вырос на 12%. Это очень существенный прирост, ни тем не менее в ряде районов пришлось вводить ограничения на ее потребление. В южных регионах Китая повышение доходов крестьянства обернулось нехваткой рабочей силы из-за уменьшения внутрирайонной миграции. В целом сохраняются и структурные проблемы китайской экономики, связанные с ее экстенсивным характером, а это — проблемы долгосрочные, требующие углубления реформ. В заключение профессор Чэнь Цзягуй отметил необходимость усиления именно рыночных рычагов макрорегулирования, позволяющих более точно дифференцировать воздействие на экономику.

В докладе академика В.М. Полтеровича (ЦЭМИ РАН, г. Москва) «Стратегии реформ: теория и опыт Китая и России» прозвучал вывод, что в наступившем столетии именно реформы — основной механизм развития государственных и экономических институтов, но рост экономики определяет их качество. Поэтому сами по себе реформы еще не означают успеха. Об этом свидетельствует опыт экономик Африки и Латинской Америки, переживших за последние десятилетия немало самых радикальных перемен. Анализ основных способов и стратегий реформирования в целом сводился к одному — путь России в рыночную экономику оказался одним из самых теоретически неудачных вариантов. В заключение Виктор Меерович предложил четыре основных принципа: использование стратегии «промежуточных институтов», сдерживание «поиска ренты», т.е. перераспределительных тенденций чиновничества, осознанный выбор последовательности реформ и «компенсации проигравшим», позволяющие снять недовольство населения реформами.

Директор Института экономики УрО РАН, член-корреспондент А.И. Татаркин в своем докладе «Инновационная модель обеспечения технологической модернизации России» выдвинул идею инновационного развития как ключевой технологии вхождения в мировой рынок XXI века. Сегодня наши реформы определяются извне — в первую очередь их диктует жесткая «внешняя» зависимость России как поставщика ресурсов. С рынка высоких технологий нас практически уже выдавили (доля России упала с 20% в 1990 г. до 0,3% в 2004 г.), тормозит ход реформ и валютная заисимость. По мнению Александра Ивановича, именно высокие технологии способны стать шансом для страны. Но для этого необходимо построение хорошо продуманной стратегии, которая включала бы прежде всего выявление внутренней потребности в высокотехнологичной продукции, модернизацию науки (но отнюдь не через сокращение, а через ее широкую интеграцию с высшим образованием и производством), и, разумеется, принятие соответствующих законодательных актов. В частности, сегодня законодательство о венчурном бизнесе не соответствует экономическим реалиям.

Среди других пленарных докладов запомнилось выступление главного научного сотрудника Института России АОН КНР доктора Ли Цзяньминь «Финансовая монетизация России — уроки для Китая». В нем излагались рекомендации, сделанные на основе подробнейшего изучения нашего прошлогоднего банковского кризиса. Доктор Ли находит, что в отдельных областях мы уже решаем задачи, которые в ближайшее время встанут и перед КНР. В частности, она говорила о создании системы страхования вкладов населения (сейчас в Китае лишь 4 государственных банка имеют правительственную гарантию вкладов, но после реструктуризации и они ее должны будут лишиться). Следует заметить, что реформа банковской системы в КНР проходит с активным привлечением иностранного капитала, в результате доля иностранных банков там должна увеличиться почти вдвое — с 13 до 25%.
На следующий день прошли секционные заседания симпозиума: «Проблемы государственного регулирования экономики», «Управление предприятиями в условиях рыночного хозяйствования» и «Механизмы реализации социально-экономических потребностей человека».

Разумеется, подобный обмен опытом можно было бы смело назвать «бесценным» — если бы, увы, конкретные ошибки в экономических реформах не оборачивались многомиллиардными убытками для России. Тем не менее, трудно найти более актуальную тему для экономических исследований, чем пример наших соседей из Поднебесной. Симпозиум показал: его надо изучать глубже и серьезней.
 





 


А. ЯКУБОВСКИЙ, А. ПОНИЗОВКИН
На фото: профессор Чэнь Цзягуй
Фото А. Якубовского
 

 

 

18.07.05

 Рейтинг ресурсов