Взгляд из Франции

 
 

В самом конце июня в академических учреждениях Екатеринбурга и Перми побывал с ознакомительным визитом директор московского бюро Национального центра научных исследований Франции (CNRS) господин Патрик Ле Фор. Можно предположить, что Урал, известный всему миру как уникальная кладовая подземных ресурсов, заинтересовал его не только как администратора, «дипломата от науки», но и как ученого — профессора, доктора геолого-минералогических наук.


 



 

Национальный центр научных исследований был создан в 1937 г. Сейчас это крупнейшее, помимо французской Академии наук, государственное учреждение научно-технического профиля, основной центр фундаментальных исследований в Европе, охватывающий практически все области знания: физические и математические науки, информационные и коммуникационные науки и технологии, инженерные и химические науки, науки о Вселенной, о жизни, о человеке и обществе. Годовой бюджет CNRS составляет четверть всех средств, выделяемых на научные исследования во Франции, его исследовательские учреждения расположены как по всей территории страны, так и за рубежом, включая международные лаборатории и совместные научные проекты.

Московское бюро CNRS было открыто в 1994 г. как связующее звено между Центром и Российской академией наук, РФФИ, а также академическими и другими научными организациями стран СНГ. Сам П. Ле Фор за год своего пребывания в России успел познакомиться не только со столичной наукой, но и с развитием фундаментальных исследований в Сибирском и Дальневосточном отделениях РАН, побывал в Молдавии, Киргизии и других странах СНГ.

По приезде в Екатеринбург в президиуме Уральского отделения Российской академии наук он беседовал с главным ученым секретарем УрО, членом-корреспондентом РАН Е.П. Романовым и заместителем директора Института высокотемпературной электрохимии доктором химических наук Э.Х. Курумчиным.
 




 

Е.П. Романов кратко познакомил гостя с историей и нынешними достижениями академической науки на Урале, особо подчеркнув отличие как Уральского географического региона от Сибири, так и модели Уральского отделения РАН от Сибирского отделения. Базой фундаментальных исследований на Урале стало уникальное сочетание природных богатств, индустриальной традиции и интеллектуальных ресурсов. Дальнейшее развитие науки на Урале невозможно представить без международного сотрудничества, в том числе и контактов с Францией. Сейчас ведутся совместные исследования в области экологии, ядерной безопасности, физические эксперименты на установках в Гренобле и т.д.               

Однако в последние годы (хотя, возможно, и в разной степени) и российская, и европейская фундаментальная наука переживают определенные экономические трудности — тем интереснее для нас подход французской стороны к этим проблемам.

Доктор геолого-минералогических наук Патрик Ле Фор.   В ответ Патрик Ле Фор отметил сходство в отношениях науки и власти в наших странах. Так же, как в России, во Франции правительство далеко не всегда прислушивается к голосу научного сообщества и не всегда сдерживает свои обещания. Кроме того, добавил он, во всех странах мира сейчас наблюдается кризис фундаментальной науки. Тогда как, например, в 50–60-е годы прошлого века во Франции правительство энергично поддерживало фундаментальные исследования, участвовало в создании крупных международных экспериментальных установок. Но в 70-е, не без влияния глобализации экономики в целом, ситуация существенно осложнилась. Тем не менее совместные проекты следует продолжать, и этому служит, в частности, проводимый каждые 2 года конкурс по обмену между CNRS и РАН. На сегодняшний день этот конкурс открыт, в конце сентября будут подведены его итоги и отобрано 50 заслуживающих внимания проектов. Кроме того, специалисты московского бюро CNRS готовы помочь российским ученым оформить любой конкурсный научный проект по европейскому стандарту. За последнее время создано 12 «смешанных» (совместных) лабораторий в России, финансирует которые преимущественно РФФИ.

Как заметил Е.П. Романов, сама по себе фундаментальная наука много дешевле прикладной, но гораздо сложнее объяснить «непосвященным» ее необходимость и то, что затраты на нее окупаются далеко не сразу. Как пример практической направленности академических исследований прозвучал рассказ Э.Х. Курумчина. Многие годы он и его коллеги в Институте высокотемпературной электрохимии УрО РАН (ныне единственном в Академии самостоятельном электрохимическом институте) занимаются разработкой твердоэлектролитных топливных элементов, создание которых сейчас стало частью комплексной программы по водородной энергетике. В институте создан демонстрационный топливный элемент мощностью 1 КВт, и с целью продвижения этой разработки в производство сейчас расширяется сотрудничество с федеральными ядерными центрами, академическими и отраслевыми институтами. Кстати, у ИВТЭХ были творческие контакты и с французской исследовательской лабораторией в Гренобле, где, как выяснилось в ходе беседы, долгое время жил и работал П. Ле Фор. Он со своей стороны добавил, что сейчас водородная энергетика — приоритетное направление и для европейской науки в целом, и для бюро CNRS в частности.

Но так как по своей тематике Национальный центр научных исследований во Франции — учреждение универсальное, французскому гостю на Урале было интересно все. В Екатеринбурге он посетил академические институты электрофизики и геофизики, физики металлов, органического синтеза, химии твердого тела, геологии и геохимии, а также Уральский геологический музей. Побывал в знаменитой Кунгурской пещере, общался с учеными Пермского научного центра. Единственным негативом этой поездки назвал хронический недостаток времени — времени, необходимого для действительно близкого, не поверхностного знакомства с обширной и многообразной научной жизнью Урала.
 


Е. ИЗВАРИНА
 

 

 

28.07.05

 Рейтинг ресурсов