Статус высокой степени

 
 

Ученые доверяют
Высшую аттестационную комиссию правительству
 

 

   Реформирование в сфере образования и науки затронули и Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Беспокойство ученых вызывает, главным образом, вопрос о статусе этой организации, который после ряда решений последних лет оказался в подвешенном состоянии. Прошедший весной Пленум Высшей аттестационной комиссии (в ее составе 62 авторитетнейших эксперта в разных областях знаний, в том числе более 30 членов государственных академий) одобрил деятельность ВАК и высказался против снижения ее статуса. По мнению ученых, это понизит уровень экспертов, требований к диссертантам, и в результате — отрицательно скажется на качестве научных работ. Такого же мнения придерживается Президиум Российской академии наук и правление Российского союза ректоров. Все эти организации предложили снова подчинить ВАК напрямую правительству, как это было когда-то.
 

Положение ВАК было изменено в августе 1998 года. Статус ее тогда не пострадал. Состав комиссии, как и прежде, утверждался правительством, а обеспечение ее работы возлагалось на бывшее Министерство образования. Председателем ВАК мог быть избран только вице-президент РАН, а главным ученым секретарем — заместитель министра образования. Помимо высокого статуса, сохранялась главная особенность и уникальность работы ВАК — сочетание элементов государственного регулирования и активного участия научной общественности.
 

Но спустя несколько лет ситуация изменилась, и не в лучшую сторону. Статус ВАК оказался законодательно незакрепленным. Таким его сделали документы, принятые правительством в 2002 и 2004 годах, которые в части, касающейся ВАК, противоречат друг другу, а то и просто являются взаимоисключающими. Что дальше? Есть предложение передать ВАК в ведение Рособрнадзора. Но в этом случае сразу возникают противоречия de jure. Во-первых, служба, которая должна надзирать за исполнением законов и постановлений правительства в сфере аттестации кадров, не может сама себе вменить в право эти степени и звания присуждать. Во-вторых, при подчинении комиссии Федеральной службе ее состав не будет утверждаться правительством, что тоже противоречит существующему положению.
 

По мнению главного ученого секретаря ВАК Владимира Неволина, статус этой организации должен быть очень высоким: ведь оценивать научные труды соискателей должны люди, которые «на две головы выше — самые выдающиеся ученые». Но они придут туда только в том случае, если состав комиссии будет утверждать правительство.
 

Говоря о качестве работ претендентов на ученую степень, стоит вспомнить, что в то время, когда ВАК находился в ведении правительства, чиновникам определенного ранга было запрещено защищать диссертации. Это мера была введена для того, чтобы не происходило, по словам В.Неволина, «смешения понятий». Ведь чиновник не имеет права защищать диссертацию в подведомственном ему органе.
 

Главный ученый секретарь привел пример работы ВАК в сегодняшней Белоруссии: в этой стране Высшая аттестационная комиссия находится при президенте. Поэтому чиновник может защищать диссертацию в том случае, если получит личное согласие либо президента, либо премьер-министра. Стоит заметить, что за время существования такого правила не было ни одного обращения по поводу защиты, хотя раньше «остепенение» чиновников было поставлено на поток.
 

Сегодня споры о статусе российской Высшей аттестационной комиссии из научных коридоров переместились в коридоры власти. Сейчас предложение о создании в системе федеральных органов исполнительной власти федеральной службы по аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (ВАК России) рассматривают и в аппарате правительства, и в аппарате президента. Кроме того, письмо с таким предложением, подписанное 22 академиками, направлено лично Президенту РФ.
 


Олеся ПЕНКИНА «Поиск», 21.07.2005
 

 

 

25.08.05

 Рейтинг ресурсов