''Мушавер" - по-афгански "советник"

 
 

Начальнику первого отдела УрО РАН Валентину Евгеньевичу Третьякову не довелось принимать участие в боях Великой Отечественной: когда началась война, ему было 9 лет. Однако на свою войну он все-таки попал в 1979 году, когда разворачивались известные события в Афганистане.
 

Он был третьим, предпоследним ребенком в семье сельского умельца. В селе Глинка Режевского района Свердловской области Евгения Егоровича очень уважали – не существовало, казалось, такой техники, которую он не смог бы починить. Ему на ремонт несли сепараторы, велосипеды и прочее. Дом был наполнен чужой сломанной техникой, работали токарный и сверлильный станки. Валя рос среди этих железок и естественно помогал папе нарезать спицы для велосипедов, резьбу на гайках. Он гордился тем, что отец сам собрал мотоцикл, что он первый тракторист на селе, что работает на машинотракторной станции практически на всех должностях: и токарем, и слесарем, и сварщиком, а потом и преподавателем на курсах трактористов. Вполне закономерно, что Валентина тоже тянуло к технике. После окончания семилетки он поступил в Свердловский техникум электросвязи.
 

Получив специальность – техник районной проводной связи (телефония, телеграфия), Валентин Третьяков проработал по распределению в Сундырской конторе связи Чувашской АССР всего четыре месяца. Его призвали в ряды советской армии.
 

С этого момента в его судьбе происходит резкий поворот. И вместо того, чтобы стать продолжателем династии техников, он стал родоначальником династии военных. Сегодня Валентин Евгеньевич Третьяков – подполковник в отставке, а его сын Евгений – полковник в ракетных войсках.
 

После окончания училища военной контрразведки в Калининграде Валентин Евгеньевич работал в воинских частях в Калининграде, Черняховске, Риге, Свердловске, на Диксоне, в Красноярском крае, на Дальнем Востоке и в других местах бывшего Советского Союза. В 1970 году окончил Академию им. Дзержинского в Москве. Вся жизнь — по приказу. Вместе с семьей он ехал туда, куда его направляло военное начальство.
 

Только однажды в длительную командировку почти на два года он отправился один. Это было в 1979–80 гг. в Афганистане. В город Мазари-Шариф он прибыл еще до ввода советских войск. Работал там советником в афганских войсках, местные специалисты звали его «мушавер», что в переводе на русский язык означает «советник».
 

Специфика профессии Валентина Евгеньевича не располагает к откровенности. Из его сдержанного повествования я смогла понять, что ко всему можно привыкнуть и приспособиться: и к выстрелам из-за угла, и к чужим обычаям и нравам, и к двум языкам — фарси и пушту. Фронтовики Великой Отечественной его понимают — страшно только первые две недели. За свою службу Валентин Евгеньевич Третьяков имеет государственные награды не только от Правительства России, но и от республики Афганистан.
 

После Афганистана Третьяков служил в Свердловске. В 1984 году уволился по выслуге лет, отслужив 33 года. Его пригласили работать в УНЦ, теперь УрО РАН, где он возглавляет первый отдел по сегодняшний день.
 

Валентин Евгеньевич Третьяков.     Валентин Евгеньевич Третьяков. После окончания училища, 1958 г.
Фото из архива В.Е. Третьякова


Т. ПЛОТНИКОВА
 

 

 

25.08.05

 Рейтинг ресурсов