"Здесь есть я"

 
 

Очередной сезон в импровизированном фотосалоне Института промышленной экологии УрО РАН открыла выставка работ Яна Хуторянского — известного журналиста, давно и плодотворно сотрудничающего с экологами.


 



 

Ян Хуторянский.   Впрочем, нынешняя экспозиция напрямую не связана с его профессиональной деятельностью. Впервые решившись продемонстрировать свои фотоэтюды в екатеринбургском «академическом» квартале по ул. С. Ковалевской, Ян Борисович отобрал из своего многолетнего и разнообразнейшего архива самые памятные и дорогие сердцу кадры. Это в полном смысле слова выставка фотолюбителя, человека, всякий раз движимого любовью и сочувствием к объекту съемки, стремящегося запечатлеть мимолетное состояние единства ситуации и настроения, эмоции и пластики. В его работах композиция, ритм, цвет подчеркивают именно внутреннее состояние автора, передающееся потом и зрителю. И от зрителя здесь требуется не разгадывание концепции, не оценка технического мастерства, а сопереживание, эмоциональный отклик.
 

Сам деликатно «отступая в сторону», автор умеет показать нечто скрытое от поверхностного взгляда: затаенную жизнь предметов, городской архитектуры, светомузыку пейзажа. Если в кадре человек — это человек в «момент истины»: в порыве либо в покое, но все равно — в неожиданном самораскрытии чего-то глубоко личного, но, возможно, определяющего индивидуальность.
 

Многие снимки, представленные на этой выставке, сделаны в США. Но удивительное дело: заокеанские пейзажи и городские сценки совершенно определенно ассоциируются с российскими, более того, уральскими и конкретно свердловскими/екатеринбургскими видами. Не «так снято», а так их увидел автор. «Так получилось, что вся моя семья — в Америке, — говорит Я. Хуторянский. — А я, как видно, именно там особенно остро ощущаю красоту родных мест. Непроизвольно это проявляется в снимках». Один из самых удачных озаглавлен «Русский мотив». Мотив бесхитростный и щемящий: небо и вода, песчаный берег, летящий (так и слышится — звенящий) под ветром сухой камыш... Русский мотив. «Когда стал кадрировать, — рассказывает фотограф, — только небо чуть обрезал: какое-то оно было слишком американское…»
 

Мотивы душевных движений не признают границ. Они вненациональны, да и время им нипочем. Давние, еще черно-белые снимки лесных троп и аллей, затканных паутиной солнечных лучей – настоящая светопись, поэзия душевной гармонии, столь редкостного и скоротечного дара, что и не верится, едва помнится… Но, оказывается, можно остановить мгновенье, вернуться к себе – лучшему, к себе – настоящему. Что тут можно добавить словами? «Жена говорит: Ян, почему на твоих снимках людей-то почти нет? А я отвечаю: как это? — Здесь есть я, мое отношение к происходящему, мои чувства, настроение. Это, по-моему, главное». По-моему — тоже.
 


Е. ИЗВАРИНА
 


А эти снимки не вошли в экспозицию:
 

«Три товарища». Фото Я. Хуторянского.
«Три товарища»


«Вещие струны». Фото Я. Хуторянского.
«Вещие струны»
 

 

 

20.10.05

 Рейтинг ресурсов