Как использовать нашу газету по прямому назначению

 
 

Уважаемый читатель!

Юбилейная почта принесла нам немало добрых, теплых слов. Огромное спасибо за вашу любовь. К сожалению, гораздо хуже обстоит дело с пониманием того, что помимо «предмета гордости» и «информационного источника», «Наука Урала» еще и инструмент. Если спросить руководителя отдела или лаборатории: «чем может быть полезна газета для вас и вашего отдела?», — боюсь, ответ будет достаточно общим. В отличие от принца Гамлета, мы подобны флейте: на нас можно сыграть, однако ноты знать все-таки нужно.
Поэтому хочется, как теперь принято говорить, «озвучить» ряд принципиальных моментов нашей редакционной политики.
 

Что мы не печатаем:

1. Доказательства теоремы Ферма. При всем уважении к научности этой проблемы редакция просто не обладает достаточными познаниями, чтобы оценить корректность математического вывода. И бесполезно предлагать нам половину премии, которую автор должен получить в городе Париже за этот сенсационный материал! К сожалению, по той же причине мы вряд ли опубликуем любое действительно прорывное открытие до его научной апробации, разве что ответственность возьмет на себя кто-то из уважаемых членов президиума при условии, что статья будет по его специальности, разумеется (а то знаем мы московских академиков, увлекающихся альтернативной историей).
 

2. Разного рода материалы, претендующие на переворот в науке, но исходящие из вненаучной точки зрения. Увлекательность гипотез о том, что деньги — живые, и анализировать их надо не экономически, а с точки зрения биологии (используя понятия миграции, размножения, эволюции вида, панэпизоотии и т.д.) или что люди не летают вовсе не из-за тяготения Земли, а напротив, потому что космические излучения прижимают их к поверхности планеты — а в редакцию на самом деле приносили подобные материалы! — нас не греет. Слаб в нас талант сатирика, уважаемые коллеги.
 

3. Практически по той же причине мы стараемся воздерживаться от общих дискуссий по поводу политики, религии и духовности. Конечно, от жизни газетой не заслонишься, даже «Наукой Урала». Если автор способен профессионально пользоваться категориальным аппаратом политологии, социальной философии, религиоведения, у него есть правовые, экономические разработки или же ему есть что сказать, поскольку он сам реально участвует в принятии законодательных решений о науке — милости просим, но интеллигентских дискуссий кухонного уровня о судьбах страны и «кто виноват» не будет. Точка.
 

4. Если мы уже опубликовали две статьи автора, то это вовсе не означает, что автоматически возьмем и третьею. С другой стороны, мы никогда не отказываем автору заранее — все разговоры на тему «может ли это быть опубликовано» могут начинаться только после того, как кто-то из сотрудников прочтет готовый текст и обсудит его с главным редактором. Мы дорожим репутацией и нашего издания, и Уральского отделения, и тех авторов, которых мы публикуем. Обиды на нас в стиле «вы же меня раньше публиковали» малопродуктивны, потому что раньше мы опубликовали один текст, а сейчас вы принесли другой. Они разные. Угрозы «найти на нас управу» у руководства Отделения — иногда приходится слышать и такое — попробуйте. Вдруг получится?
 

5. Тексты откровенно рекламного и коммерческого характера. Причина проста: мы не занимаемся коммерческой деятельностью и не можем принять деньги за публикацию материалов «на правах рекламы». А выдавать рекламу за научный материал и возбуждать подозрение, что деньги «черным налом» разделили между собой сотрудники редакции — спасибо, как-то не хочется. Не такие уж мы и наивные: себе дороже выйдет.
 

6. Жалоб на конкретного зав. лабораторией. Мы в силу территориальной удаленности не в состоянии разобраться в конфликте ученых N. и W. Кроме того, мы не орган парткома (по причине отсутствия такового) и не в силах оказывать давление ни на институт, ни на директора. Для этого есть другие органы — профком, ученый совет, президиум, — суд, наконец.
 

Что мы публикуем всегда и с удовольствием

1. Информацию, профессионально необходимую для читателей газеты, — в том числе и официальные объявления (о них отдельно и ниже). Объявления о конференциях, грантах, стипендиях и программах, выставках, премиях и конкурсах мы готовы публиковать всегда. Кстати, сюда же относятся и содержательные рецензии на вышедшую научную литературу.
 

2. Информацию о жизни и работе сотрудников Уральского отделения и вузов нашего региона. Вернулись из полевой экспедиции, подготовили отчет — найдите возможность познакомить научную общественность с вашими результатами в кратком изложении. Провели конференцию (форум, молодежную школу) — напишите, пожалуйста, материал о том, как вы ее замечательно организовали, какие темы обсудили, в каком сборнике прочитать доклады. Между прочим, публикации в прессе входят в регламент любого приличного научного мероприятия. Не можете сами написать — договоритесь с редакцией, вызовите журналиста, поработайте с ним на месте, чтобы он почувствовал атмосферу научной дискуссии, что называется, «на собственной шкуре». Возможно — в силу скудости газетного бюджета — придется оплатить ему командировку. Подчеркиваю: именно официальную командировку «за счет принимающей стороны», но не работу и не публикацию. К сожалению, наша любовь к науке не простирается на поездки в Архангельск и Салехард за личный счет, но тут нас тоже понять можно.
 

Самая распространенная среди ученых иллюзия — это то, что у них в институте «ничего такого не происходит». Уважаемые коллеги, то, чем вы занимаетесь, безумно интересно, но кроме вас, об этом почти никто не знает. То, что для вас привычно и даже обыденно, на самом деле является передовой границей научного познания! Поскольку журналистам «Науки Урала» все-таки удается издавать газету регулярно, я точно знаю, что уральские ученые работают плодотворно, у них есть достижения мирового уровня. Дайте же возможность нам похвастаться вами, убедить общественность, что вы не зря хлеб едите, в смысле — государственный бюджет. А то иногда информацию хоть клещами выдирай….
 

О людях. Недостаточно мы в последнее время пишем о людях науки, есть такой грех. Но ведь редакция о человеке от кого-то узнать должна. Уважаемые руководители, сотрудников надо при жизни хвалить, а не только в некрологах.
 

Еще одна большая наша беда, над которой бьемся мы столько, сколько существует газета, — отсутствие собкоров и внештатных корреспондентов в регионах. Не можем мы по телефону быть в курсе дел во всех центрах и филиалах, не успеваем! И очень плохо представляем себе, кого бы из журналистов можно было «подтянуть» в Ижевске, а кого — в Сыктывкаре. Думаю, что самим, без помощи руководства научных центров Отделения нам с этой проблемой не справиться. А страдает именно информация из региональных центров, потому что Екатеринбург мы старемся охватить, да и челябинцы с пермяками у нас чаще бывают. А это обидно, потому что наука в других городах ничуть не менее достойна освещения.
 

3. Материалы об интеграции и взаимодействии академической науки с вузовской, с промышленностью, с областными и федеральными министерствами и госкомитетами. Уж простите за журналистский штамп, но это действительно «бесценная копилка опыта» организации науки, и модели, сработавшие в одном субъекте Федерации, могут оказаться полезными и для всех остальных. Опять-таки: публичная власть потому так и называется, что все время должна показываться в СМИ. Публикация в газете — хороший дополнительный аргумент для чиновника, по долгу службы ведающего наукой. Это в XVIII веке у неграмотного пирата Сильвера попугай кричал «Пиастры!», а в XXI он кричал бы «Пиар! Пиар!», просто не переставая.
 

А вы-то сами не хотите войти в историю? Можем устроить. Чтобы не быть голословным, приведу немного статистики. Возьмем книгу «Рубежи созидания. К 70-летию академической науки на Урале. Документы и материалы», изданную Институтом истории и археологии УрО РАН в 2002 году. Периоду 1980–2002 гг. (т.е. когда наша газета уже существовала), отведено 26 материалов (номера 87–112); из них 14 печатается по тексту «Науки Урала». Скажу больше, 3 из этих 14 написаны моей рукой. Так что, хотя журналистов нашей редакции нельзя назвать, как легендарного графа Уорвика, «делателями королей», в историю академической науки Урала попасть с нашей подачи, оказывается, вполне можно.
 

4. Официальные объявления. Вот здесь вынужден рассказать одну не очень приятную историю, зато с моралью. С морали и начну. Уважаемые коллеги, объявления институтов о конкурсах на замещение вакантных должностей, о тендерах на оборудование и т.д. мы публикуем бесплатно! Не пытайтесь гарантировать нам оплату, мы ее уже много лет не берем. Но менее официальными они от этого не стали.
 

Некоторое время назад присылает нам ученый секретарь одного нашего института электронное письмо буквально следующего содержания: «уважаемые коллеги, объявите, пожалуйста, конкурс на замещение должности директора N-ского филиала». Я пишу ответ, в котором извиняюсь и отказываюсь, поскольку я — ни лично, ни как редакция — конкурс объявить не могу даже на младшего научного сотрудника, это делает обычно соответствующий ученый совет; я могу только опубликовать объявление, текст которого в данном случае отсутствует. Достаточно взять любой номер газеты, посмотреть на шаблон — там указываются, к примеру, квалификационные требования (может быть, признана необходимой докторская степень?), контактные телефоны и т.д. Поэтому редакция всегда просит переслать, пусть на 2–3 дня позднее, официальный текст на бланке института с датой, исходящим номером и подписью ответственного лица. Да и практика показывает, что конкретный исполнитель, оформляя текст «под подпись», внимательнее следит за содержанием, чем при отправке электронной почты. Кто же знал, что ученый секретарь в компьютер заглядывает редко? Через месяц выяснилось, что он моего ответа не видел, газету не посмотрел и пребывал в полной уверенности, что объявление давно вышло… Нехорошо получилось. Наверное, и я тут виноват — надо было по телефону продублировать, но мораль такова: электронное письмо ускоряет процесс и избавляет текст от новых орфографических ошибок, но уж где положена бюрократия, там положена. Еще раз: редакция публикует объявления, но не объявляет конкурсы.
 

Что мы публикуем факультативно

1. Мемуары, путевые очерки. Учитывая специфику нашей газеты, мы стараемся выбрать те фрагменты текста, где речь идет о научных контактах, судьбах ученых, организации науки и образования. Видимо, поэтому особых нареканий такие материалы обычно не вызывают. Иногда, правда, читатели жалуются, что некоторые публикации уж слишком велики по объему и затягиваются на несколько номеров. Бывает. Одно могу сказать в оправдание: никто из возмущенных читателей не видел ни оригинала текста, ни той работы, которую мы с автором над текстом проделываем. Автор, который доверяет редакторскому опыту — а «недоверчивый» скорее всего просто к нам не придет, — воспринимает аргументы и согласен на сокращения и переделки. А их бывает очень много…
 

2. Литературное творчество сотрудников Отделения. Тут наша позиция непреклонна и обоснована исторически: в штате газеты всегда присутствовал хотя бы один профессиональный литератор, поэтому редакция вынуждена «держать планку». Опять-таки уговорить поэта поменять одну-две строки куда легче, чем поэта-любителя! Мы прекрасно понимаем, что этот пункт — самый уязвимый из наших принципов, но традиция «Пен-клуба «НУ» обязывает…
 

3. Краеведческие материалы. К сожалению, именно в них очень часто таятся фактические неточности, перепутанные даты, фамилии с ошибками и все то, за что потом приходится краснеть перед читателями.
 

Иллюстрации!

Чуть было не забыл сказать о самом главном: об иллюстрациях. Поскольку в научной газете они — не для украшения, придется изложить технические требования. К сожалению, при воспроизведении фотографий и чертежей редакция ограничена технологическими требованиями типографии. Поэтому я в который раз умоляю читателей: не присылайте картинок, вставленных в вордовский файл (.doc) — они оттуда корректно не извлекаются! Не сжимайте изображение слишком сильно: если вы пользуетесь форматом .jpg, поставьте «качество изображения» 10, ну, хотя бы 8! Снимая цифровым фотоаппаратом, установите максимальный размер кадра и минимальное сжатие. Нормальный размер снимка с цифрового фотоаппарата должен быть в пределах от 700 килобайт и выше, а отсканированной черно-белой фотографии — от 1,5 мегабайт (разрешение 300 dpi). Пожалуйста, не обрабатывайте снимок самостоятельно (например, не исправляйте баланс, не переводите из цветного в черно-белый), если вы не работаете в полиграфии профессионально. Запакуйте файл вручную в многотомный архив, и отошлите пятью письмами по мегабайту — вероятность его получения существенно увеличится. Присылайте эмблемы конференций в виде векторной графики (правда, если логотип из И нтернета вставить в файл Corel Draw!, он от этого в векторный не превратится…).
 

А самое-самое главное: пишите, звоните, присылайте свои материалы. Газета сильна читателями, без вас «Наука Урала» не существует.
 


А. ЯКУБОВСКИЙ,
ответственный секретарь «НУ»
 

 

 

21.10.05

 Рейтинг ресурсов