Спорт - больше, чем спорт

 
 

Никишин Д.В., Мокроносов Г.В. Философия спорта. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. — 163 с.
 

Спорт в современном мире — одно из самых заметных социальных явлений, значимость которого выражается в его многогранности. Спорт давно перестал быть чисто соревновательной практикой, в основе которой лежит достижение победного результата. Спорт — это сфера экономики, вложения в которую приносят прибыль в десятки миллиардов долларов; это разновидность шоу-бизнеса, собирающая на трибунах и у телевизоров огромные аудитории зрителей; это область массовой культуры, производящая образцы и модели поведения, героев и «звезд»; это школа воспитания маскулинного характера и многое другое. Как никакой другой феномен, спорт стал проводником и фактором процессов глобализации в жизни человечества. В связи с этим исходный тезис барона де Кубертена «О спорт, ты мир!» становится лозунгом «О мир, ты спорт!».
 

Данная книга интересна прежде всего как факт осмысления вопроса — насколько возможен философский подход к такой стороне социальной жизни, как спорт. Надо отметить, что полноценных монографических исследований спорта и по сию пору фактически нет. Более того, спорт в качестве социального явления как будто старательно замалчивается, в нем не хотят видеть философской проблематики. При этом стоит отметить (вслед за Пьером Бурдье) определенную методологическую дистанцированность практики и теории спорта — с одной стороны, мы имеем людей, очень хорошо знакомых со спортом на практике, но не умеющих говорить о нем, а с другой — людей, очень плохо знакомых со спортом практически, которые могут говорить о нем, но пренебрегают этим заниматься или делают это кое-как. Авторы уверены, что назрела теоретическая и практическая необходимость анализа спорта не столько как одной из репрезентативных сторон социальности, сколько как целостного явления современной повседневной жизни человека и общества.
 

В работе подчеркивается, что исходным основанием социально-философского анализа спорта должен быть человек, его природа, ибо раскрытие проблем спорта — это анализ проблем, которые решают в своей жизни многие из нас. В связи с этим авторы понимают свою задачу следующим образом: построение концепции философии спорта как философии человека. Поэтому им необходимо было ответить на следующие вопросы: «какие потребности (интересы, желания и т.п.) человека (общества) удовлетворяет спортивное состязание? Насколько различны они в определенные исторические эпохи, как и за счет чего изменяется интерес человека к спорту?» и «что видит (хочет видеть) человек в спортивном состязании? Какое смысловое наполнение вносит в спорт человек?».
 

Большое место в данной работе уделено истории спорта. Это не случайно, ибо важно точно знать, что определило современную спортивную практику, почему она ранее была совершенно иной и каким находил себя в ней человек. По сути, авторы анализируют природу человека и ее изменения от эпохи к эпохе. Да и сама история здесь понимается именно как изменение природы человека.
 

И тем не менее, наверное, рано говорить о полном раскрытии темы. Феномен спорта необъятен, и он все еще продолжает ждать своих исследователей.
 

Никишин Д.В., Мокроносов Г.В. Философия спорта. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. — 163 с.


Соб. инф.
 

 

 

10.01.06

 Рейтинг ресурсов