Физтех - УрО РАН: перспективы взаимодействия

 
 

В конце прошлого года в УГТУ-УПИ состоялось расширенное заседание ученого совета физико-технического факультета, посвященное перспективам совместной работы с институтами УрО РАН. Основной доклад на нем сделал профессор, заведующий кафедрой физических методов и приборов контроля качества физтеха, директор института инноватики УГТУ Всеволод Семенович Кортов. Предлагаем изложение этого конструктивного и весьма актуального для наших читателей выступления.


 



 

   …Речь идет не только об интеграции. Достаточно глубокая интеграция с академическими институтами сложилась у нас давно, значительно раньше, чем была объявлена соответствующая официальная программа. Это связано с тем, что физтех всегда был стартовой площадкой для многих научных работников академических институтов. Только среди их руководителей сегодня — тридцать выпускников факультета, из которых 3 академика, 4 члена-корреспондента и 23 главных научных сотрудников, директоров и заместителей директоров. Особенно укрепились наши связи в последние годы, когда действовала государственная программа поддержки интеграции. Совместные финансируемые проекты имели большинство технических кафедр факультета. Налажено сотрудничество со всеми родственными факультету институтами УрО РАН: физики металлов, электрофизики, химии твердого тела, высокотемпературной электрохимии, геофизики, промышленной экологии, теплофизики, математики и механики.
 

Академические ученые активно участвуют в учебном процессе. В настоящее время на факультете работает 46 совместителей из институтов УрО РАН. Ежегодно десятки наших выпускников защищают дипломы в этих институтах, многие остаются там работать. В них созданы и успешно функционируют несколько филиалов кафедр физтеха. Однако сегодняшние реалии заставляют задуматься о будущем нашей совместной работы.
 

Мы выдержали почти пятнадцатилетний период «выживания», когда резко сократилось финансирование вузов и академических НИИ из госбюджета, до минимума упали заказы от разрушенной промышленности. Унизительные зарплаты научных работников и преподавателей вузов привели к падению престижа науки в глазах молодых людей. Появились большие трудности с пополнением академических институтов и вузов молодыми сотрудниками. В результате академическая наука и вузы имеют одну большую общую проблему — старение научных кадров. Другая проблема связана со старением материальной базы, прежде всего — с недостатком современного научного оборудования. Особенно пострадали вузы, которые за последние 10 лет получали на финансирование НИР крайне незначительные средства — в 10 раз меньше, чем академические НИИ. В УГТУ-УПИ недостаток аналитического оборудования прежде всего почувствовали такие факультеты, как физтех и химфак, где объем фундаментальных исследований традиционно велик. В такой обстановке, видя ненормальность ситуации, государство объявило о необходимости реорганизации науки и образования. Основные направления этой реорганизации известны. Для нас актуален один вопрос: что надо делать, чтобы в новых условиях сохранить высокий уровень научных исследований и подготовки кадров как в академических институтах, так и на физтехе? Самый общий ответ такой: еще теснее объединить наши материальные, кадровые, интеллектуальные, информационные ресурсы. При этом на первом этапе должны решиться две главные задачи: с одной стороны, физтеху следует принять на себя обязательства базового факультета для профильных НИИ УрО РАН, помогать им в решении кадровой проблемы и организации образовательной деятельности с привлечением ученых Академии; с другой — академические институты должны помочь физтеху в проведении научных исследований, предоставляя оборудование и участвуя в совместных темах. Для решения этих задач можно предложить следующее:
 

во-первых, определить перспективные потребности в специалистах различного профиля для академических институтов и физтеха;
 

во-вторых, организовать на физтехе подготовку элитных специалистов-исследователей по основным направлениям фундаментальных и прикладных исследований институтов УрО РАН, сотрудничающих с факультетом;
 

в-третьих, совместно готовить кадры через магистратуру, аспирантуру и докторантуру;
 

в-четвертых: проводить совместные научные исследования по приоритетным направлениям науки и техники.
 

Для реализации этих планов необходимо:
 

1. Создать эффективную систему отбора талантливой молодежи как в период обучения в школе, так и во время учебы в университете. Физтех должен играть в этом главную роль. По примеру московского физтеха надо организовать постоянно действующую заочную физико-техническую школу, разработать не формальную, а действительно эффективную процедуру собеседования при зачислении абитуриентов, организовать «выездные» вступительные экзамены, особенно в городах «физтеховского» профиля. Нужно разработать систему отслеживания и опеки талантливых студентов в процессе обучения. Важнейшим ее элементом должно стать раннее вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу.
 

2. При организации целевой подготовки специалистов-исследователей привлекать к преподавательской деятельности ведущих ученых институтов УрО РАН. Таким ученым может поручаться чтение не только лекций по дисциплинам учебных планов специальностей, но и чтение дополнительных глав и дисциплин отобранным для элитной подготовки студентам (не важно, что в таких группах будет по 4–5 человек). При этом и физтех, и руководство академических институтов должны найти возможность для доплат сотрудникам НИИ, привлекаемым к целевой подготовке элитных специалистов, как за выполнение особо важной работы.
 

3. Необходимо, чтобы отобранные для элитной подготовки студенты уже со 2-го или 3-го курса вливались в научные коллективы лабораторий РАН, выполняли свои курсовые работы, УИРС, проходили производственную практику и дипломирование по тематике этих лабораторий, создавая базу для магистерских и кандидатских диссертаций.
 

4. Нужно рассмотреть и решить вопрос о координации с профильными НИИ УрО РАН планов подготовки кадров через магистратуру, аспирантуру и докторантуру.
 

5. Еще одно важное и новое направление совместной деятельности – открытие на физтехе новых специальностей и кафедр под нужды академической науки. Существуют актуальные новые направления науки и техники, по которым вузы самостоятельно не могут готовить специалистов из-за отсутствия необходимого научного оборудования. В качестве примера можно привести такие области, как высокопроизводительные вычисления, нанотехнологии, плазменные, лазерные, ионно-лучевые технологии синтеза и обработки материалов. При этом по согласованию с ректоратом возможно создание базовых кафедр в академических НИИ или традиционных кафедр на физтехе, которые возглавляли бы ученые академических институтов.
 

Теперь о совместных научных исследованиях.
 

Физтех готов заявить, что генеральным направлением его научно-исследовательской деятельности является участие кафедр факультета в решении приоритетных задач фундаментальной и прикладной науки, критических технологий, разрабатываемых в институтах УрО РАН. Имея большой опыт прикладных исследований, физтех может оказывать существенную поддержку выходу результатов фундаментальных исследований институтов УрО РАН в промышленность и на рынок.
 

С этой целью необходимо:
 

1. Согласовать перечень совместных научных направлений при формировании тематики научных исследований через ученый совет ФТФ и ученые советы академических институтов.
 

2. Выйти с совместными предложениями по целевым научным программам в Федеральное агентство по науке и инновациям и в Федеральное агентство по образованию, в российские и зарубежные научные фонды (РФФИ, INTAS и другие).
 

3. Разработать механизм наших взаимоотношений, позволяющий профильным академическим институтам по согласованию предоставлять кафедрам физтеха возможность использования научного оборудования в своих лабораториях. Равным образом аналогичные маханизмы взаимодействия относятся и к структурным подразделениям физтеха. Для выполнения совместных работ должны формироваться временные научно-исследовательские коллективы из числа сотрудников физтеха и институтов РАН на правах совместительства.
 

4. Необходима также согласованная политика руководства профильных институтов УрО РАН и физтеха относительно приглашения и приема иностранных ученых, командирования научных работников, аспирантов и студентов за границу, проведения международных конференций и симпозиумов. При этом следует привлекать зарубежных ученых, приезжающих в Институты УрО РАН, к чтению лекций студентам и сотрудникам.
 

Какими видятся организационные формы такого сотрудничества?
 

1. Договор о стратегическом партнерстве между базовым факультетом — физтехом и профильными институтами УрО РАН, который должен утверждаться ректором УГТУ-УПИ и председателем УрО РАН.
 

2. Двухстороннее сотрудничество кафедр физтеха может регулироваться отдельными договорами о сотрудничестве.
 

Среди наиболее важных конкретных организационных вопросов стоит указать следующие:
 

— Нужно обеспечить возможность пользования всеми услугами библиотеки УрО РАН научным сотрудникам, аспирантам и докторантам физтеха, а также студентам, проходящим элитную целевую подготовку для работы в академических институтах, в том числе получение через Internet полных текстов статей в иностранных журналах.
 

— Нужно обсудить вопросы совместного использования баз данных серверов физтеха и академических институтов, а также порядок доступа сотрудников сторон к информационным ресурсам этих серверов.
 

— Можно также обсудить, получив согласие ректората, возможность предоставления выпускникам физтеха, переходящим на работу в профильные институты УрО РАН, мест в общежитии факультета сроком на 2–3 года с заключением индивидуальных договоров на оплату проживания.
 

— Руководству физтеха следует обсудить с ректоратом возможность предоставления спорткомплекса УГТУ-УПИ, его баз отдыха, детсада для работающих на физтехе преподавателей – совместителей из институтов УрО РАН на тех же условиях, что и для штатных сотрудников УГТУ-УПИ.
 

Это — лишь контуры углубления нашего сотрудничества на новой основе и в новых условиях. Реальные черты мы сможем определить после дальнейших серьезных обсуждений.
 


В.С. КОРТОВ
 

 

 

06.02.06

 Рейтинг ресурсов