Школы УрГПУ

 
 

Не так давно свое 75-летие отметил Уральский государственный педагогический университет. За три четверти века из скромного вуза областного значения УрГПУ вырос в серьезный научный центр, специалисты которого, без преувеличения, пользуются международным авторитетом. Представляем читателю некоторые из его научных школ.


 



 

Научная школа доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Августа Соломоновича Белкина имеет приоритет по направлениям: «Педагогическая диагностика», «Возрастная педагогика», «Витагенное образование», получившим общероссийское и международное признание в 2000-2002 гг. (в частности, в таких городах, как Чикаго, Бриджпорт, Пекин, Сеул, Иерусалим). Августом Соломоновичем издано 250 монографий, книг и статей; его школа насчитывает пятнадцать докторов и более пятидесяти кандидатов педагогических наук.
 

Более двадцати лет в УрГПУ успешно развивается направление «Социология образования», которым руководит профессор, доктор философских наук, директор Института гуманитарного и социально-экономического образования университета Людмила Яковлевна Рубина. Это направление изначально включало в себя две комплексные темы. В рамках первой темы — «Жизненное самоопределение молодежи» — с 1983 по 2002 гг. реализован четырехэтапный исследовательский проект «Пути поколения», целью которого было изучение жиз¬ненного пути молодых людей после получения среднего образо¬вания до достижения ими 30-летнего возраста. В проекте принимали участие социологи шести регионов России, стран ближнего зарубежья, а также ученые Стэндфордского университета США.
 

Параллельно вместе со специалистами другого американского университета, Северовосточного Иллинойского, Л. Я. Рубина и ее ученики проводили исследования по второй теме — «Лидерство в образовании». Результатом этой работы стало опреде¬ление методологических основ лидерства в образовании, осуществление типологии сти¬лей лидерства и лидерских качеств. По итогам исследований разработана программа подготовки лидеров для этой сферы.
 

Сегодня более тридцати кандидатов и докторов наук, подготовленных в ходе реализации обоих проектов, работают в УрГПУ, Уральском, Курганском, Барнаульском государственном университетах. По двум названным темам опубликовано более сотни работ.
 

Новый этап разработки проблем в области социологии образования наступил в 2001 г., когда оформилась тема «Социальная ценность образования», рассматривающая его как значимый социальный капитал личности, конкретных общественных групп и слоев, различных обществ. Этот по¬ворот в развитии темы позволяет определить социальные последствия реформ образования в России и в мире, осуществить мониторинг модернизационных процессов в образовательной сфере, их влияние на качество образовательной деятельности. Работа ведется в сотрудничестве с исследовательскими группами других университетов Екатеринбурга, Кургана, Новгорода, Барнаула.
 

Широко известны филологические школы УрГПУ, сформировавшиеся на базе факультета русского языка и литературы. Кафедра современной русской литературы, возглавляемая доктором филологических наук, профессором Наумом Лазаревичем Лейдерманом, в настоящее время занимается изучением крупных историко-литературных систем, функционирующих в течение целых циклов художественного развития. С этих позиций Н.Л. Лейдерман вместе с коллегами изучает литературу ХХ века как макроцикл — от его начал вплоть до сего дня. Еще одно важное направление работы кафедры – перевод в образовательную практику достижений современной филологической науки: разработка учебных программ, создание учебников, позволяющих сделать эти знания доступными для школьников и студентов. Так, разработана концепция единой системы литературного образования школьников, в соответствии с которой создана принципиально новая рабочая программа вузовского курса методики преподавания литературы. Свои научно-методические проекты Наум Лазаревич и его ученики реализуют в профильных филологических классах, созданных в ряде школ Екатеринбурга и Свердловской области. Из выпущенных ими пособий наибольшую известность получил вузовский учебник «Современная русская литература: 1950-е – 1990-е годы», который вышел большими тиражами в московских издательствах и разошелся по всей стране. Газета «Известия» назвала его выход «важным событием в нашей гуманитарной жизни».
 

Предмет изучения заведующего кафедрой риторики и культуры речи факультета русского языка и литературы УрГПУ, доктора филологических наук, профессора А.П. Чудинова и его коллег лежит на стыке филологии, психологии, социологии. Научные изыскания группы Анатолия Прокопьевича посвящены теме «Политическая лингвистика: образ России в национальной ментальности».
 

— Метафора – своего рода зеркало, в котором отражаются особенности менталитета нации и ее отдельных представителей, — поясняет Анатолий Прокопьевич. — Например, у Явлинского однажды спросили: «Куда движется Россия?», на что он ответил: «А куда она может двигаться? Россия в инвалидном кресле и самостоятельно передвигаться не в состоянии!». Хакамада в ответ на тот же вопрос заявила: «Россия — это хромой верблюд в караване истории!». А ведь всего сто лет назад Н.В. Гоголь характеризовал нашу страну совсем по иному: «Россия — это птица-тройка. Она летит, обгоняя других, которые в испуге от нее шарахаются»!
 

Итоги пятнадцати лет деятельности школы Анатолия Прокопьевича воплощены в нескольких десятках кандидатских и докторских диссертаций, девяти монографиях. Под его руководством издается сборник «Лингвистика. Известия Уральского государственного педагогического университета», а проводимые им и уже ставшие традиционными научные конференции собирают специалистов со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Анатолий Прокопьевич является председателем двух диссертационных советов и возглавляет Уральское лингвистическое общество — региональный центр Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.
 

Несмотря на общую гуманитарную направленность педагогического университета, международное признание заслужили и его ученые, работающие над естественнонаучными проблемами. Так Петр Станиславович Попель, заведующий кафедрой общей физики и естествознания физического факультета УрГПУ, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, занимается исследованием свойств жидких металлов. Созданная им теория метастабильных микрогетерогенных состояний жидких металлических растворов позволила с единых позиций объяснить считавшиеся ранее неясными и не связан¬ными между собой явления микрорасслоения расплавов эвтектического типа, гистерезиса их свойств и структурной металлургической наследственности. Сегодня эта теория признана мировой на¬учной общественностью и является основой для анализа многих физических и технологических процессов. На ее базе П.С. Попелем и его сотрудниками разработаны новые технологии подго¬товки расплавов к разливке, обеспечивающие существенное повышение качества металлопродук¬ции. Их оригинальность подтверждена семью авторскими свидетельствами на изобретения, три из которых использованы на предприятиях Российской Федерации. Наиболее важные разработки: простой и экономи¬чный способ получения нового класса металлических материалов — псевдосплавов, обладающих рядом уникальных эксплуатационных характеристик, а также способ повышения качества вторичных алюминие¬вых сплавов, который прошел успешные испытания в исследовательском центре корпорации «General Motors». Петр Станиславович – автор более чем трехсот научных и научно-методических работ, а его книга «Обработка жидкого металла при производстве алюминиевых сплавов» издана в Великобритании и дважды переиздавалась в США.
 


Подготовила Мария ОРЛОВА
 

 

 

07.02.06

 Рейтинг ресурсов