Академик Н.П. ЛЯКИШЕВ:
"
Я с детства имел дело с металлом"

 
 

Академик Николай Павлович Лякишев. Фото С. Новикова.«У каждого ученого всегда много новых идей и решений. Каждый раз приходится выбирать то, что важно именно сейчас, остальное — пока потерпит…». Так говорит лауреат Демидовской премии 2005 года академик Николай Павлович Лякишев о своем обычном режиме постоянного научного поиска. Николай Павлович — выдающийся российский ученый, крупный организатор науки, обладающий широкой эрудицией в области металлургии и материаловедения. Ему принадлежат фундаментальные результаты в исследовании металлургических процессов, в том числе в теории селективного окисления и восстановления оксидов из многокомпонентных систем, химии высокотемпературных взаимодействий компонентов в твердом, жидком и газообразном состояниях, термодинамики и кинетики углевосстановительных и металлотермических процессов. Он глубоко исследовал и реализовал на практике процесс восстановления кремнием и алюминием трудновосстановимых редкоземельных металлов за счет образования растворов и фаз, смещающих равновесие в сторону восстановления. Академик Н.П. Лякишев — автор множства статей и монографий, две из которых изданы на английском языке за рубежом. Подготовленные под его руководством и недавно опубликованные четырехтомный справочник «Диаграммы состояния двойных металлических систем» и двухтомный «Энциклопедический словарь по металлургии» вошли в сокровищницу выдающихся мировых научных изданий. При его участии и под его руководством создано и внедрено множество оригинальных металлургических технологий, в том числе — на уральских заводах и конкретно в Нижнем Тагиле, родном городе Демидовых, один из которых учредил в XIX веке премию для ученых. Н.П. Лякишев — главный редактор журналов «Заводская лаборатория» и «Физика и химия обработки материалов», член редколлегии журнала «Сталь» и других изданий. Его достижения отмечены Ленинской, Государственной премиями СССР, премией Правительства Российской Федерации. Он награжден орденами В.И. Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями СССР. Его научные заслуги признаны за рубежом. Он избран иностранным членом Китайской инженерной академии и Национальной академии наук Украины.


 



 

Сегодня Н.П. Лякишев — научный руководитель Института металлургии и материаловедения им. А.А.Байкова. Возглавляет Научный совет РАН по наноматериалам и нанотехнологии, а также секцию Отделения химии и наук о материалах, Совет по конструкционным материалам. Имеет многочисленные награды, большое количество трудов, учеников. А предшествовал этому долгий путь специалиста, которого коллеги характеризуют не иначе как «крупный», «обладающий широкой эрудицией» и пр. О том, с чего все начиналось и как происходило становление профессионала, рассказал нашему корреспонденту сам Николай Павлович:
 

— Я родом из простой орловской деревни и семейных традиций учености у меня не было. Но у нас в школе были очень сильные преподаватели-естественники: физики, химии, математики. Я сразу решил, что я – человек технического склада, не гуманитарий. К тому же мой отец был кузнецом, я помогал ему и уже с детства имел дело с металлом. Все эти обстоятельства помогли мне в итоге выбрать техническую специальность и без особых усилий поступить в московский вуз.
 

Выбор вуза был в определенной мере делом случая, и я не жалею об этом. Сначала у меня было желание учиться в Бауманке, но мой товарищ, который в то время переводился на учебу из МВТУ им. Баумана в Московский институт стали и сплавов, увлек меня с собой. Студенческие годы, как и у всех, были лучшими в моей жизни, учеба мне давалась легко. Окончил институт в 1954 году.
 

Мои хорошие оценки и успехи в вузе не остались незамеченными, и меня пригласили на работу в Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии (ЦНИИчермет). Так я ступил на научную стезю. Мне самому этого очень хотелось. Почему? Я люблю исследовательскую работу, всегда нравилось искать новые решения, и довольно часто мне это удавалось.
 

В ЦНИИчермете проработал долго, более тридцати лет. Прошел путь от научного сотрудника до директора. Повезло с учителями. Специалистов-практиков в металлургии, конечно, много было, но вот ученых — единицы. Именно с ними и повезло работать. В первую очередь назову выдающегося специалиста в области ферросплавов Владимира Александровича Боголюбова. Он заведовал лабораторией ферросплавов в ЦНИИчермете, был руководителем моей кандидатской диссертации. Меня всегда вдохновляло его желание активно работать, я учился у него и рос рядом с ним. Когда мы как бы сравнялись, он стал часто повторять: «Коля, ты меня начинаешь обгонять», и я был чрезвычайно польщен. Считаю его крупнейшим ученым, рядом с которым можно было постоянно совершенствоваться. Другой мой учитель — Спиридон Иосифович Хитрик. Он руководил украинской научной школой в области ферросплавов. Многое удалось перенять и у него. Время моей работы в ЦНИИчермете для меня было чрезвычайно продуктивным. В это время быстро развивались новые научные направления.
 

На посту директора ЦНИИчермета мне много пришлось поездить по стране, я побывал почти на всех металлургических заводах. Ведь институт был главным научным учреждением министерства черной металлургии. Требовали решения все новые проблемы металлургического цикла. Постепенно мои интересы и мои научные обязанности вышли за рамки ферросплавов. Стал заниматься и сталью, и чугуном, и прокатным производством. Так я вырос в универсального специалиста по всем разделам металлургии. Огромную роль в моем становлении как металлурга широкого профиля сыграл один из тогдашних руководителей ЦНИИчермета Игорь Николаевич Голиков. Я ему чрезвычайно благодарен.
 

Много довелось потрудиться на предприятиях Урала. Там был такой небольшой завод «Ключевский». Он не впечатлял масштабами и объемами, но на нем сложился замечательный коллектив специалистов высокого класса по чистым металлам и ферросплавам. На этом заводе я начинал осваивать практику производства, что потом оказалось весьма полезным.
 

Позднее пришлось много поработать над проблемой труб для газопроводов. Здесь в сталь надо добавлять особые элементы – ниобий и ванадий, которые придают ей нужные свойства. Производство ванадия у нас в стране было, но ограниченное по масштабам. Трудность нашей работы заключалась в том, что, создавая новую технологию, нужно было пройти практически все стадии от чистой науки до промышленного производства. Как правило, идеи рождаются в лаборатории, затем апробируются на маленьких агрегатах. Когда они удачны, то при переходе к промышленным масштабам порой обнаруживается, что агрегатов необходимой мощности нет, нужно конструировать и их. Так было и здесь: создали и пустили по новой технологии целый цех в Туле, используя ванадиевое сырье Нижне-Тагильского металлургического комбината. Тем самым увеличили производство ванадия до необходимых объемов. С использованием этого ванадия появилась возможность делать, в частности, трубы большого диаметра (1420 мм), которые раньше производились только на Украине.
 

Коллектив, работавший над проблемой получения ванадия, состоял из сотрудников трех организаций. Кроме нашего ЦНИИчермета, это были Челябинский институт металлов и Гипросталь (Государственный институт по проектированию металлургических заводов). За эту работу в 1975 году вся наша группа специалистов была удостоена Ленинской премии.
 

В 1987 году меня избрали академиком РАН и предложили возглавить академический институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова. 17 лет проработал здесь директором, а сейчас являюсь научным руководителем этого института.
 

В основном я занимаюсь фундаментальными проблемами, но они рождают новые прикладные решения. Наш институт, к примеру, в свое время, еще до моего прихода в качестве директора, разработал процесс вакуумирования стали, который и сейчас используется в практической металлургии всех стран мира.
 

В последнее время много трудимся над проблемами, связанными с тончайшими видами листовой стали различных назначений. Очень интересное направление у нас — изучение аморфных материалов, не имеющих кристаллической структуры. Наши ученые занимаются сталью с азотом, когда частично вместо углерода в сталь «дается» азот, и это придает стали новые свойства. Новое направление — наноматериалы. Конечно, нанотехнологии проникают во многие отрасли, но я и мои коллеги занимаемся традиционными конструкционными и функциональными материалами на основе наноструктур на кристаллической основе.
 

В общей сложности у меня написано десять монографий, подготовлено более сорока учеников: три десятка кандидатов и одиннадцать докторов наук. Со многими я продолжаю вместе работать. Надеюсь, что они и от меня многое получили, нашли свой путь в жизни и в науке, что меня удовлетворяет.
 


Подготовила Чимиза ЛАМАЖАА («Поиск»)
 

 

 

27.02.06

 Рейтинг ресурсов