На пороге весны, накануне...

 
 

Галина Метелева.   На пороге и накануне нескорой уральской весны — на водоразделе погод и в смешении чувств — так соразмерны нам поэтические ритмы, так созвучны музыкальные фразы. …Так удачно совпали — дымчатые, ветрено-снежные мартовские сумерки и вечер-концерт, вечер-встреча. Для завсегдатаев Дома ученых пела и читала стихи Галина Метелева. Уже достаточно известный (и, главное, многими искренне любимый) поэт, здесь она выступала впервые, и, видимо, поэтому публики собралось не так много. А жаль. Жаль неслучившихся слушателей, которые — не услышали, проглядели, пропустили…

   Не так, вроде бы, и много: несколько исписанных листков, голос и гитара, настроение и состояние. А вот поди ж ты! Возникает со-звучие — пробуждает со-чувствие, вроде бы, один голос звучит, а налицо — со-гласие, многоголосье, но — потаенное, неявное. Лирическая поэзия вообще — слово потаенное, дело добро-вольное. Понимание здесь равнозначно состраданию, единомыслие вовсе необязательно, но легко достигается единодушие, потому что «песенка мала, а душа — без меры», потому что поет и плачет, на самом деле, сама душа. О том, как мы тонем «в житейском море, покрывающем до глаз», о том как «небесная лазурь продляет нам дни» — мы, быть может, и не замечаем, что помощь близка, а ведь даже в повседневности, в глухом нашем автономном подводном плавании сквозь серые будни «все хоть что-нибудь да значит, а быть в печали — смысла нет»…
 

Обаяние стихов и песен Г. Метелевой — в сочетании простоты и глубины, сердечности и духовной устремленности, нежности, искренности — и мужества, твердости, силы. Есть в них и мягкая самоирония, и свежесть, точность образов — свой почерк, свой лад, и очень внятно — своя судьба:
 

…кто-то руку мне дает,
и за той рукой
восхожу на берег тот
потеряв другой… —
 


житейский опыт есть опыт расплаты, растраты, жестокой надежды. Но он же — сокровище наших радостей, нашего доброго смеха. Поэтому очень органично в «либретто» вечера вплелись стихи о детях и для детей, частушки, «дразнилки», «кричалки» и другие фольклорные мотивы. Конечно — стилизации, но легкость, лукавство, задор в них слышались подлинно народные. И народ в зале принимал их особенно тепло.
 

В самом деле: кем искони на Руси был поэт (поэт в гуще народной, а не пиит у престола)? — скоморохом, раешником, у-богим странником. Верхи вознесут — да разжалуют, зато низы — пожалеют:
 

Дорога монета? —
нет, не дорога:
пожалей поэта,
Ваньку-дурака,
 


его лукавство — столь ранимо, его бесшабашность — так бывает горька… Но все это — музыка. Музыка сиюминутного настроения и «музыка сфер», музыка чувств и отношений, города и поселка, леса и поля: все — для нас, все — чтобы удивиться и пробудиться, и полюбить, «и обо всем успеть сказать, и выровнять свой почерк»…
 


Е. ИЗВАРИНА
 

 

 

06.04.06

 Рейтинг ресурсов